Лапароскопическая (ретроперитонеоскопическая) пиелолитотомия

Операции при опухоли мочевого пузыря
Операции при кистах почек
Операции при гидроцеле
Операции при варикоцеле
Операции при стрессовом недержании мочи
Пшихачев Ахмед Мухамедович
Врач-уролог, онколог, кандидат медицинских наук.
Камни в почке

Впервые лапароскопическая методика удаления камней была применена около 20 лет назад. Чаще удаление камней лапароскопическим путем выполняется во время лапароскопической пиелопластики (пластики лоханки), а не как самостоятельный метод лечения. Вопрос о целесообразности проведение данной операции в эру эндоскопического удаления камней остается дискутабельным. Большинство камней почки и мочеточника удаляются с помощью эндоскопических методик или ударно-волновой литотрипсии.

Однако, упомянутые выше методики являются «золотым стандартом» при лечении «идеальных» камней, что не всегда имеет место у пациентов. Именно в подобных случаях, например, при очень больших размерах камней, коралловидных камнях, различных аномалиях мочевыводящей системы, наиболее эффективным и наименее инвазивным методом является лапароскопическая или ретроперитонеоскопическая операция.

Кому показана лапароскопическая пиелолитотомия?

Возможные места расположения камней почки

Удаление камня при помощи лапароскопической (ретроперитонеоскопической) операции показано, если имеет место одно из нижеперечисленных условий:

• осложненные камни почки;
  • если не удалось избавиться от камня при помощи других методик (ДЛТ, КУЛТ или эндоскопические процедуры);
  • анатомические особенности (при обструкциях лоханочно-мочеточникового сегмента, дистопиях почки, т.е. при ее ненормальном расположение, например, в области таза);
  • выраженное ожирение;
  • если ранее была выполнена нефрэктомия по поводу нефункционирующей почки.

Лапароскопическое удаление камней является альтернативой открытым операциям, поэтому показания во многом схожи.

Противопоказания

• нарушение работы свертывающей системы крови (как врожденные или приобретенные заболевания, так и прием препаратов, вызывающих гипокоагуляцию), так как возникает большой риск кровотечения, как во время операции, так и в послеоперационном периоде;
  • инфекционные заболевания;
  • поздние сроки беременности;
  • острые воспалительные процессы в связи с большой вероятностью инфицирования брюшной полости.

Наличие рубцов в брюшной полости от ранее выполненных операций вызывает технические трудности при выделении почки и ее окружающих тканей, что значительно затрудняет или делает лапароскопическое вмешательство невозможным.

Подготовка к операции

Перед операцией вас проконсультируют несколько специалистов — уролог, терапевт, анестезиолог, а также другие врачи, если возникнет необходимость. Лечащий врач в индивидуальном порядке даст рекомендации, которым вы должный строго следовать.

Обязательно нужно сообщить об аллергиях на препараты, а также о том, какие вы принимаете лекарства, во избежание осложнений во время операции (особенно это касается препаратов, разжижающих кровь, что может вызвать кровотечение как во время операции, так и после нее).

Перед операцией проводят тщательную подготовку кишечника и назначают антимикробные препараты широкого спектра действия для предотвращения инфекционных осложнений в послеоперационном периоде.

Как выполняется лапароскопическая пиелолитотомия?

лапароскопическая пиелолитотомия

Операция проводится под общим наркозом (происходит погружение в сон в течение всей операции). Операция осуществляется при помощи 3-4 (чаще 3) маленьких отверстий (менее 1 см) на передней брюшной стенке, через которые вводятся лапароскопические инструменты: специальная камера (лапароскоп) и другие необходимые хирургические инструменты.

С помощью специальной иглы в брюшную полость вводят газ, для того чтобы увеличить рабочее пространство. После того как газ введен, устанавливаются порты (полые трубки, через которые вводятся инструменты). Первой вводят камеру и осматривают брюшную полость (забрюшинное пространство, в случае ретроперитонеоскопической операции), затем под контролем камеры вводят остальные инструменты, чтобы не повредить органы.

Далее хирург начинает выделять почку и мочеточник, находятся крупные сосуды, для того чтобы их не повредить. После того как почка выделена, рассекается лоханка и удаляется камень. Камень укалывается в специальный пакет и удаляется из брюшной полости. Почечная лоханка зашивается и устанавливается дренаж. Далее хирург удостоверяется в отсутствии кровотечений, после чего извлекает все инструменты и зашивает разрезы.

Возможные осложнения во время и после операции

• кровотечение — но обычно кровопотеря составляет около 100 мл. или даже меньше;
  • инфекционные осложнения — для предотвращения возникновения инфекционных осложнений перед операцией и после вводится антибактериальный препарат широкого спектра действия, что сводит риск возникновения этого осложнения к минимуму;
  • повреждения соседних органов — крайне редко встречающееся осложнение, избежать его помогает в несколько раз увеличенный обзор операционного поля;
  • послеоперационная грыжа — как и повреждения органов встречаются редко, в связи с тем, что отверстия после лапароскопических операций маленьких размеров;
  • конверсия (переход в открытую операцию) — встречается при невозможности выполнить лапароскопическое вмешательство из-за спаечного процесса или кровотечения.

Что ожидать после операции?

После лапароскопической пиелолитотомии пациента переводят в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ) под присмотр врача анестезиолога-реаниматолога для контроля жизненно важных функций (контролируется артериальное давление, частота сердечных сокращений, дыхательная функция, количество выделяемой мочи). Кроме этого оценивают отделяемое по дренажам (специальным трубкам, введенным в полость раны), температуру, цвет мочи и общее самочувствие больного.

Чаще всего в послеоперационном периоде возникают жалобы на:

• боли в области послеоперационной раны — большинство пациентов ощущают незначительные боли, которые зачастую не требуют медикаментозного обезболивания, что отличает от болей при открытых операций, когда требуется анальгетическая терапия;
  • тошноту — она чаще всего является следствием введения различных препаратов, необходимых для анестезии;
  • наличие уретрального катетера — он необходим для контроля цвета и количества мочи, убирается уже на следующий день после операции.

Что делать в послеоперационном периоде?

В среднем пациент приводит в больнице около недели после проведенной лапароскопической пиелолитотомии. Пить, есть и ходить разрешают обычно на следующий день после операции. После операции, как и до нее, вводится антибактериальный препарат широкого спектра действия.

После операции ваш доктор назначит вам даты консультаций, для проведения осмотров, сдачи анализов крови и мочи, проведения ультразвукового исследования, по результатам которых будет оцениваться эффективность лечения.

Записаться на консультацию к нашим специалистам по поводу лечения камня почки можно по телефону, указанному на сайте.