+7 (903) 683-22-77
+7 (495) 669-28-55

Роботическая резекция почки

Операции при опухоли мочевого пузыря
Операции при кистах почек
Операции при гидроцеле
Операции при варикоцеле
Операции при стрессовом недержании мочи
Пшихачев Ахмед Мухамедович
Врач-уролог, онколог, кандидат медицинских наук.

Что такое резекция почки?

Резекция почки — операция, при которой удаляют часть почки, пораженную опухолью. Это позволяет избавиться от заболевания, сохранив при этом почку и ее функцию. Окружающая почку жировая ткань, лимфатические узлы, надпочечник и верхняя треть мочеточника (трубка, по которой моча попадает из почки в мочевой пузырь) не удаляются, как при радикальной нефрэктомии (удаление всей почки).

Опухоль почки на снимке КТ

Опухоль почки на снимке КТ.

Что такое открытая резекция почки?

Открытая резекция почки — традиционная операция по удалению части почки с опухолью. Хирург делает разрез (около 15-20 см в длину) который создает достаточно места для удаления опухоли. Открытая резекция проводится лишь тогда, когда невозможно выполнить лапароскопическую операцию и при технических трудностях.

Что такое лапароскопическая резекция почки?

Лапароскопические операции — операции выполняемы через «замочную скважину», то есть при их выполнении нет надобности в больших разрезах. Напротив, операция происходит через небольшие доступы. Для того чтобы увидеть внутренние органы, брюшная полость заполняется углекислым газом (СО2).

Что такое роботическая хирургия?

Это лапароскопические операции, выполняемые с помощью робота через небольшие проколы. В брюшную полость вводят: камеру — для того чтобы видеть органы в брюшной полости; различные инструменты — для выполнения необходимых манипуляций хирургом. Наиболее широко распространен робот da Vinci®.

Робот-хирург da Vinci

Робот-хирург da Vinci.

Что такое роботическая резекция почки?

Роботическая (или робот-ассистированная) резекция почки — удаление части почки с опухолью, выполняемая с помощью робота da Vinci®. Робот da Vinci® обеспечивает для хирурга высокое качество изображения и 3D обзор брюшной полости. Робот позволяет хирургу быть более точным во время таких ответственных моментов как удаление опухоли почки и ушивание почки после удаления опухоли.

Робот-хирург da Vinci

Робот-хирург da Vinci.

Зачем мне необходима именно роботическая резекция почки?

Наверняка вы уже общались с вашим доктором по поводу возможных методов удаления опухоли почки и знаете, почему он рекомендует выполнить именно роботическую операцию. Роботическая операция длится в среднем около 2-4 часов.

Действительно, роботическая хирургия имеет ряд существенных преимуществ:

• Небольшой шрам после операции и незначительное повреждение мышц.
  • Более короткое время пребывания в стационаре.
  • Послеоперационный период протекает менее болезненно.
  • Более быстрое восстановление после операции.

Помимо всего вышесказанного, робот-хирург позволяет более быстро и точно сшивать ткани.

Расположение мед.персонала в роботической операционной во время операции

Расположение мед.персонала в роботической операционной во время операции.

Как происходит операция?

Этапы роботической операции идентичны лапароскопической операции. После того как хирург попадает в брюшную полость, начинается процесс выделения почки, для того чтобы оценить ее саму, расположение опухоли, сосудов, мочеточника. Находится и зажимается почечная артерия либо ее более мелкая ветвь, для уменьшения количества кровопотери. Далее хирург начинает вырезать опухоль в пределах здоровых тканей. Раневая поверхность сшивается. Затем фрагменты почки с опухолью извлекается из организма и отправляются на гистологическое исследование.

Резекция опухоли почки

Резекция опухоли почки.

Какие существуют риски?

Абсолютно все операции в той или иной степени связаны с определенным риском. Наиболее распространенны из них:

• Кровотечение, требующее переливания крови (на это осложнение приходится менее чем 2 случая на каждые 100 операций).
  • Повреждение соседних органов, например, селезенки, толстой кишки, печени, поджелудочной железы, кишечника (1 случай из 100).
  • Затек мочи вокруг почки (3-5 случаев на 100), что потребует более длительного пребывания в стационаре, установку катетера стента (специальная трубка дренирующая почку) или дренажа (трубка соединяющая полость в организме с внешней средой).
  • Конверсия (переход в открытую операцию) в связи с возникшими сложностями во время роботической операции.
  • Необходимость выполнения нефрэктомии (удаление всей почки) если выполнить резекцию технически не представляется возможным.
  • Осложнения связанные с эндотрахеальным наркозом, такие как аритмия сердца, инфекция легких, образование тромбов в сосудах ног и легких.
  • Удаленная опухоль может оказаться доброкачественной (1 из 10-20 случаев).
  • Отдаленные осложнения, например, грыжа, рецидив опухоли.
  • Риск смерти от роботической операции крайне небольшой (около 3-8 случаев на 10_000).

Все возможные осложнения детально обсуждаются до операции с пациентом.

Существуют ли какие-либо альтернативы?

Да, это открытая операция или лапароскопическая резекция почки. Все возможные методы, их преимущества и недостатки обсуждаются с доктором до операции.

Как подготовиться к операции?

Важно до операции пройти полное обследование для того чтобы определиться, показана ли Вам операция, в частности, роботическая операция, а также анестезиологическое пособие. Обследование включает анализы крови (общий, биохимический, коагулограмма, группа крови и резус-фактор), ЭКГ, консультацию терапевтом, а при необходимости и другими специалистами (эндокринолог, гастроэнтеролог, кардиолог и т.д.), а непосредственно перед операцией и анестезиологом, рентгенографию органов грудной клетки. Если все анализы в пределах нормы и все специалисты не найдут противопоказаний к лечению, то Вас допустят к операции.

Если Вы курите, необходимо предупредить Вашего лечащего врача об этом и перед операций не курить, так как курение увеличивает риск возникновения инфекций легких и тромбообразования. Помимо этого, курение ухудшает заживление ран.

Необходимо рассказать о всех принимаемых лекарствах, начиная от различных трав и заканчивая гормонами. Некоторые препараты в обязательном порядке будут отменены. (варфарин, аспирин, клопидогрель, которые могут вызвать серьезное кровотечение во время операции).

Согласие на операцию

Если Вы приняли решение и согласны на операцию, Вы в письменном виде оформляете согласие.

Что со мной будет происходить до и в день операции?

За день до операции можно есть в обычном режиме, однако, как минимум за 6 часов до операции есть и пить уже нельзя. Операция проводится под эндотрахеальным наркозом, это значит, что в течение всей операции Вы будете спать и абсолютно все будет безболезненно. Обязательно в день операции утром необходимо надеть компрессионные чулки, для профилактики образования тромбов в нижних конечностях и связанных с этим осложнений. Более подробно о наркозе дает информацию анестезиолог, общающийся с Вами за день до операции.

Что будет после операции?

Проснувшись после операции в отделении реанимации, Вы почувствуете, что у Вас установлен уретральный катетер, помимо этого установлен дренаж, и первое время область в местах проколов будет немного болезненной. Помимо этого, возможно чувство тошноты (следствие наркоза). В отделение реанимации Вы будете находиться под наблюдением реаниматолога, который следит за показателями жизненно важных органов, температурой тела и общим самочувствием. После нормализации всех показателей Вы будете переведены в отделении к себе в палату. Уретральный катетер удаляется на следующий день после операции. Дренаж удаляется на 2-3 сутки после операции.

Время госпитализации в среднем составляет около 3-4 дней.

Чего ожидать после возвращения домой?

Необходимо помнить, что, хотя шрамы совсем небольшие и самочувствие прекрасное, операция проведена серьезная и Вам понадобится восстановительный период. Вы можете чувствовать апатию и болезненность в области послеоперационного вмешательства. Поэтому необходимо высыпаться в течение 2-х недель после операции.

Рубцы через 6 месяцев после операции

Рубцы через 6 месяцев после операции.

Будут ли нужны еще визиты к доктору?

Да. Как минимум для того, чтобы узнать результат гистологического исследования удаленной опухоли. Помимо этого, необходимо сдать контрольные анализы крови и мочи и пройти УЗИ почек. Наиболее приемлемо наблюдение в течение 5 лет после операции, с периодичностью раз в 6 месяцев. Если вдруг Вы почувствовали ухудшение самочувствия, повышение температуры тела, то необходимо сразу связаться с лечащим доктором.

Наиболее часто задаваемые вопросы

Делает ли робот операцию?

Нет, оперирует хирург. Робот лишь позволяет хирургу работать в брюшной полости 7-миллиметровыми инструментами. Робот не может работать сам по себе, хирург манипулирует им.

Насколько больно будет после операции?

Так как операция выполняется через небольшие разрезы, то боль будет слабее, чем при открытых операциях. Через 1 неделю боль полностью пройдет.

Когда можно тренироваться?

Легкие прогулки разрешены через 1-2 дня после операции. Быстрые прогулки через 2 недели. Через 4 недели разрешается занятия йогой, аэробные нагрузки, бег и т.д.

Могу ли я принимать душ?

Да. Это даже необходимо для подержания гигиены и снижения риска раздражения послеоперационной раны.

Когда можно водить машину?

Индивидуально. Как только вам станет комфортно. Ограничений нет.

Когда можно вернуться к половой жизни?

Через неделю после операции.

8 (495) 669-28-55

1) Скопировать адрес vopros-otvet@1urolog.ru.