Лапароскопическая резекция почки

Операции при опухоли мочевого пузыря
Операции при кистах почек
Операции при гидроцеле
Операции при варикоцеле
Операции при стрессовом недержании мочи
Пшихачев Ахмед Мухамедович
Врач-уролог, онколог, кандидат медицинских наук.

Резекция почки – это операция по частичному удалению органа с опухолью, которая может быть проведена несколькими методами: классическая полостная операция через разрез в области поясницы или передней брюшной стенки, или метод лапароскопической или робот-ассистированной резекции почки через небольшой прокол, в который вводится катетер с камерой и инструментом. Метод экстракорпоральной резекции применяется очень редко из-за того, что операция сопряжена с большим риском осложнений.

Показания к резекции почки

Удаление части главного органа мочевыделительной системы может быть рекомендовано при различных заболеваниях.

• При онкологическом заболевании, когда опухоль не дала метастазов и технически возможно ее удаление с сохранением почки.
  • Частичное поражение органа в результате травмы или болезни, например туберкулеза.
  • Некоторые формы нефролитиаза.
  • Киста почки.
  • Эхинококкоз.

Метод оперативного вмешательства выбирает врач. При наличии соответствующего оборудования и специалистов нужной квалификации чаще всего выбирают малотравматичные операции: лапароскопические или робот-ассистированные . После операции методом прокола больные быстрее восстанавливаются, а риск осложнений уменьшается.

Как проводят открытое оперативное вмешательство?

Пациента под общей анестезией кладут на здоровый бок, открывая доступ к больному органу. В поясничной области хирург делает разрез, длина которого составляет около 10-12 см. На почечной ножке устанавливается зажим для уменьшения кровотока в поврежденном органе.

Пораженная часть иссекается, оставшиеся ткани сшиваются. В брюшную полость устанавливают дренажные трубки. За исключением дренажного отверстия рана послойно ушивается.

Как выполняется лапароскопическая или роботическая резекция почки?

Больного укладывают на здоровый бок, после чего через небольшие разрезы передней брюшной стенки размером около 1 см устанавливают троакары. Через них проводят манипуляторы: камера, зажимы, ножницы, щипцы и т.д. Брюшину вскрывают по линии Тольдта и мобилизуют восходящую (при резекции правой почки) или нисходящую (при резекции левой почки) ободочную кишку.

Лапароскопическая резекция почки — схема операции

Перед проведением операции под общей анестезией пациент проходит антибиотикопрофилактику.

Сосуды, снабжающие поврежденный участок, пережимают, а сегмент почки, пораженный опухолью, захватывают и иссекают. Рану почки ушивают специальными нитками. Коагуляция сосудов проводится при помощи электрокоагулятора или аргонового коагулятора.

Устанавливается дренаж и производится послойное сшивание тканей. Метод постоянно совершенствуется. Современные медики стараются найти наиболее безопасные технологии для проведения оперативного вмешательства.

Стоимость лапароскопической резекции почки

Лапароскопическая резекция почки в нашей клинике стоит примерно 250 тыс.руб.

В эту цену включены все необходимые расходы связанные с операцией, наркозом, одноразовыми расходными материалами, лечением в реанимации, пребыванием в палате повышенной комфортности, лекарственными препаратами, питанием, послеоперационным обследованием и лечением.

Осложнения после резекции

Осложнения могут возникнуть в ходе операционного вмешательства и в послеоперационный период. После лапароскопического или роботического вмешательства количество осложнений намного меньше.

Во время операции возможно кровотечение и обильная кровопотеря. Иногда может потребоваться изменение хода операции или удаления всего органа. Чаще всего врачам удается исправить ситуацию с кровопотерей переливанием донорской крови.

При лапароскопии и использовании робота обзор операционного поля увеличен в несколько раз, что создает комфортные условия для визуализации. Преимуществом робот-ассистированных операций также является трехмерное изображение операционного поля, отсутствие тремора рук, полное повторение инструментом движений рук хирурга, что расширяет возможности операции и увеличивает шансы на сохранение органа и снижает риски операции.

Для предупреждения инфицирования организма пациент до и после операции принимает антибиотики.

Ранние и поздние осложнения

Нежелательные последствия после резекции условно разделяют на ранние и поздние. Ранние осложнения возникают в течение первого месяца после оперативного вмешательства.

• В результате госпитальной инфекции возможно развитие гнойно-воспалительного процесса.
  • Наружные мочевые свищи возникают при попадании мочи в рану. Такая ситуация возможна при неправильно выполненной герметизации почечной лоханки. Появление свищей возможно при удалении большой опухоли или после проведение реконструкции чашечно-лоханочной системы. Обычно на фоне дренирования почки свищи затягиваются самостоятельно.
  • Паранефральную гематому обнаруживают во время УЗИ. Рассасывание гематомы происходит при консервативном лечении.
  • Иногда на месте троакара, то есть трубки-порта, помещенной в прокол, возникают грыжи.
  • При повреждении кожного нерва возникает нечувствительность отдельных участков.
  • При канальцевом некрозе почек необходимо строгое поддержание водно-солевого баланса.
  • Пневмония может возникнуть из-за процесса интубации трахеи во время общего наркоза. Предупредить развитие пневмонии помогут дыхательные упражнения, к которым больной должен приступить после окончания действия анестезии.
  • Имеющуюся предрасположенность к тромбозу вен купируют с помощью использования компрессионного трикотажа во время операции и ранней двигательной активности после операции.
  • При инфицировании мочевых путей после удаления почечных камней возникают осложнения в виде раневой инфекции.

К поздним осложнениям можно причислить рецидив основного заболевания, особенно если речь идет о резекции почки по поводу опухоли.

• У небольшого количества пациентов после резекции возникает необходимость в нефрэктомии. Если почка была единственной, то возможно формирование острой почечной недостаточности. Такого рода осложнения вызываются удалением значительного количества ткани или появляются в результате длительной ишемии почечной паренхимы.
  • У детей после резекции почки может ухудшиться работа органа из-за избытка перфузии паренхимы.
  • Нефросклероз представляет собой замещение функциональных клеток почек соединительной тканью. Заболевание приводит к полному прекращению работы почки и также нуждается в удалении органа и, возможно, трансплантации.

Особенности послеоперационного периода

Операция по резекции почки относится к категории сложного вмешательства. После окончания операции пациента обычно переводят в палату. Дренажная трубка извлекается на следующий день, швы снимаются с раны через 10 дней. Болевые ощущения купируются с помощью обезболивающих лекарственных средств.

Принимать пищу больному в послеоперационный период можно на следующий день после хирургического вмешательства. Перед выпиской врач подробно инструктирует пациента. Все рекомендации следует выполнять неукоснительно.

• Пить как можно больше жидкости.
  • Относиться к себе бережно, много отдыхать, совершенно исключить физические нагрузки.
  • Строго соблюдать диету, предписанную врачом.
  • Проходить обследование 2-3 раза в год.
  • Избегать стрессовых ситуаций и нервных потрясений.
  • Следить за состоянием послеоперационного шва. Вовремя менять повязки и обрабатывать раневую поверхность антисептическими средствами.
  • Следить за температурным режимом, не допуская переохлаждения или горячих водных процедур.
  • Если резекция опухоли почки была связана с онкологией, то регулярный контроль врача-онколога строго обязателен.

Резекция почки – сложная операция, поэтому пациенту требуется постоянный контроль и периодические консультации специалистов.