Камни мочевого пузыря

Камни мочевого пузыря бывают первичными и вторичными.
Первичные камни мочевого пузыря образуются в самом мочевом пузыре. Вторичные камни мигрируют в мочевой пузырь из почек.
В мочевом пузыре может быть один или множество конкрементов.

Причины образования камней в мочевом пузыре

Первичные камни мочевого пузыря образуются на фоне нарушенного оттока мочи из мочевого пузыря. Такое состояние наиболее часто встречается при аденоме (гиперплазии) предстательной железы (простаты), стриктуре уретры (мочеиспускательного канала), склерозе или рубцовой деформации шейки мочевого пузыря, нейрогенной дисфункции мочевого пузыря, дивертикуле мочевого пузыря, хронического инфекционного процесса, наличии инородного тела в мочевом пузыре (стенты, шовный материал).

Вторичные камни спускаются в мочевой пузырь из почек. Причины камнеобразования в почках описаны в статье камни почек.

Клинические проявления

У большого количества больных, несмотря на наличие камней в мочевом пузыре, клинические проявления заболевания отсутствуют.

Основными симптомами наличия камней в мочевом пузыре являются:

• боль внизу живота,
  • ощущение закладывания струи мочи, прерывистое мочеиспускание,
  • частые позывы к мочеиспусканию,
  • болезненное мочеиспускание,
  • примесь крови в моче,
  • мутность мочи.

В анализах мочи обнаруживают примесь крови, лейкоцитов, белка, слизи, бактерий.

Основным методом диагностики камней мочевого пузыря является УЗИ. При ультразвуковом исследовании в полости мочевого пузыря определяются один или несколько гиперэхогенных включений с акустической тенью, перемещающиеся при изменении положения тела.

На обзорном снимке в проекции мочевого пузыря можно выявить тень, подозрительную на конкремент.

На цистограммах определяется дефект наполнения, соответствующая камню мочевого пузыря.

В некоторых случаях может понадобиться компьютерная томография (МСКТ).

Цистоскопия позволит точно выявить наличие и количество конкрементов в мочевом пузыре.

Лечение

Наличие камней в мочевом пузыре в большинстве случаев является показанием к оперативному лечению, так как камни поддерживают хронический воспалительный процесс в мочевом пузыре и снижают качество жизни больного.

В зависимости от размеров, количества камней мочевого пузыря, а также сопутствующих заболеваний используют два метода оперативного лечения:

1. цистолитотрипсия (разрушение и удаление камней мочевого пузыря через мочеиспускательный канал),
  2. цистолитотомия (удаление камней мочевого пузыря открытым способом).