Варикоцеле

Варикоцеле – это расширение вен гроздевидного сплетения, расположенного в пределах яичка и семенного канатика.

Эпидемиология

Варикоцеле встречается у 3-30% мужчин (по данным разных авторов). Наиболее часто заболевание определяют у мужчин в возрасте 15-30 лет. В большинстве случаев варикоцеле определяется слева, однако оно может быть и правосторонним (2-8%), и двусторонним (3-9%). Более чем у 40% мужчин с бесплодием определяется варикоцеле. Дети страдают этим заболеванием редко. Болеют мужчины различных профессий и социального статуса, однако заболеванию наиболее подвержены физически активные люди.

Причины развития варикоцеле

Увеличение давления в почечной вене и недостаточность яичковой вены являются главными причинами варикоцеле.

Классификация

Наиболее часто в клинической практике используется следующая классификация варикоцеле:

• Субклиническая форма: вены семенного канатика не пальпируются и не визуализируются в покое и при пробе Вальсальвы, но определяются при ультразвуковом исследовании.
  • I степень: вены пальпируются только при пробе Вальсальвы.
  • II степень: вены пальпируется в покое, однако они визуально не определяются.
  • III степень: расширение вен определяется и визуально, и пальпаторно.

Широко используется также классификация, основанная на вариантах строения венозной системы яичка:

• 1 гемодинамический тип – реносперматический рефлюкс.
  • 2 гемодинамический тип – илеосперматический рефлюкс.
  • 3 гемодинамический тип – смешанная форма рефлюкса.

Клиническая картина

Варикоцеле в течение длительного времени может протекать незаметно, т.е. без каких-либо клинических проявлений и явиться случайной находкой при профилактическом обследовании, обследовании призывников или при обследовании по поводу мужского бесплодия. Это бессимптомное течение заболевания. У некоторых больных отмечается отвисание мошонки, ощущение тяжести в паховой области и мошонке, появление видимых на глаз расширенных вен гроздевидного сплетения. Некоторые пациенты отмечают тупую, тянущую, ноющую или колющую боль в яичке. Боль отдается в паховую область по ходу семенного канатика, половой член, поясничную область. Боль приобретает большую интенсивность при физической нагрузке, длительном нахождении в вертикальном положении, к концу дня и уменьшается в лежачем положении или при приподнятом положении мошонки. Боль может также усиливаться после полового акта или при длительном возбужденном состоянии. При длительно существующем варикоцеле пациенты отмечают уменьшение яичка в размерах – гипотрофия яичка. Единственным клиническим проявлением варикоцеле может быть мужское бесплодие.

У пациентов с варикоцеле нарушение оплодотворяющей способности спермы встречается у 20-80%, а у больных с бесплодием варикоцеле выявляется у 40%.

Среди причин, вызывающих нарушение сперматогенеза у больных варикоцеле известны следующие:

• нарушение кровообращения в тестикулах вследствие увеличения венозного давления;
  • нарушение гематотестикулярного барьера с образованием антиспермальных антител;
  • кислородное «голодание» яичек вследствие застоя венозной крови;
  • повышение температуры в яичке;
  • сдавление расширенными венами яичка семявыносящих путей;
  • нарушение выработки тестостерона.

Диагностика варикоцеле

После подробного выяснения жалоб и анамнеза заболевания приступают к осмотру больного. Осмотр и пальпаторное исследование органов мошонки имеют важное значение в диагностике варикоцеле. Их проводят лежа, стоя, в покое и при натуживании. При осмотре можно увидеть расширенные вены, просвечивающие через кожу мошонки, асимметрию мошонки. При осмотре также следует обратить внимание на правильное развитие наружных половых органов, выраженность вторичных половых признаков, наличие выделений из мочеиспускательного канала, цвет слизистой уретры, состояние крайней плоти, состояние наружного отверстия уретры и др.

При пальпации обращают внимание на расположение, размеры, консистенцию, поверхность яичек и придатков яичек, выраженность расширения вен гроздевидного сплетения. В норме яички расположены в мошонке, тугоэластической консистенции с гладкой поверхностью и безболезненные при пальпации. При варикоцеле на стороне поражения (чаще слева) нередко обнаруживается уменьшение в размерах яичка, которое приобретает мягко-эластическую консистенцию. Легко пальпируются расширенные вены, располагающиеся позади яичка. Вены мошонки при натуживании (проба Вальсальвы) больше наполняются кровью и увеличиваются в размерах.

Учитывая высокую частоту встречаемости бесплодия у больных варикоцеле, лабораторное исследование начинают с анализа спермы – спермограммы. Нарушение оплодотворяющей способности спермы, помимо болевых ощущений, гипотрофии яичка и косметического дефекта, является одним из показаний для оперативного лечения варикоцеле. В случае выявления изменений в спермограмме, для определения других возможных причин мужского бесплодия необходимы дополнительные лабораторные исследования: гормоны, биохимический анализ крови, анализы мочи, сока простаты и др.

Диагностику варикоцеле инструментальными методами начинают с УЗИ. При УЗИ органов мошонки определяют более точные размеры яичек, состояние паренхимы яичек, наличие объемных образований (опухоль, киста), состояние придатков яичек, выраженность расширения вен. Для определения гемодинамического типа варикоцеле и планирования оперативного лечения обязательным является выполнение эходопплерографии вен мошонки.

Флебография дает возможность оценить состояние венозной системы яичка, однако в большинстве случаев это исследование не показано и в настоящее время выполняется довольно редко.

Лечение варикоцеле

Лечение варикоцеле только оперативное, хотя, к сожалению, в настоящее время можно встретить врачей, проводящих консервативную терапию варикоцеле венотониками, витаминами и другими препаратами, теряя драгоценное время пациента.

Основными показаниями к оперативному лечению варикоцеле являются: бесплодие, болевые ощущения, уменьшение в размерах яичка или его консистенции, косметический дефект. При двустороннем варикоцеле оперативное лечение необходимо выполнить с обеих сторон. При обнаружении варикоцеле и отсутствии вышеуказанных показаний для оперативного лечения, целесообразно проводить регулярное динамическое наблюдение за пациентом.

Методы оперативного лечения варикоцеле:

• перевязка и пересечение сосудов яичка: операции Иваниссевича, Паломо, Бернарди, Кондакова открытым способом, лапароскопическим или ретроперитонеоскопическим методом;
  • эндоваскулярные методики под рентгеноскопическим контролем: эмболизация, склеротерапия, эндоваскулярная коагуляция;
  • микрохирургические операции, выполняемые из пахового доступа;
  • сосудистые анастомозы: проксимальный тестикулоилиакальный анастомоз;
  • микрохирургический сперматикоэпигастральный анастомоз, тестикулосафенный анастомоз.