Стриктура уретры

Стриктура уретры — это сужение мочеиспускательного канала, вызывающее нарушение оттока мочи из мочевого пузыря и затруднение мочеиспускания.

Сужение мочеиспускательного канала на рентгеновском снимке с контрастом

На рисунке показан рентгеновский снимок при заполнении мочеиспускательного канала пациента рентгеноконтрастным веществом (белое). Сужение четко видно в отделе мочеиспускательного канала, проходящем в области корня полового члена (так называемый луковичный отдел).

Распространенность заболевания

Стриктуры уретры являются в основном мужской проблемой. Мочеиспускательный канал у женщин шире и гораздо короче, поэтому его сужения являются редкостью, и как правило возникают в результате осложнений гинекологических операцией. Среди мужчин в Европе распространенность стриктуры уретры составляет 350-600 случаев на 100_000 мужского населения.

Причины сужения уретры

Формирование сужения мочеиспускательного канала вызывается образованием вокруг него плотной, нерастяжимой рубцовой ткани.

Чаще всего рубцовая ткань образуется вследствие травмы мочеиспускательного канала, возникающей при ударе на область промежности и полового члена (дорожно-транспортные происшествия, падения на промежность) и переломах костей таза.

Реже причиной является инфекционное воспаление мочеиспускательного канала (гонорея, хламидии и другие венерические инфекции).

Отдельно выделяют стриктуры, развивающиеся как осложнения врачебных манипуляций на мочеиспускательном канале — неоднократной катетеризации, бужирования, эндоскопических операций на предстательной железе и мочевом пузыре.

Иногда причину развития сужения четко выявить не удается — в этих случаях говорят об идиопатической стриктуре мочеиспускательного канала.

Проявления стриктуры мочеиспускательного канала

В зависимости от степени и протяженности сужения болезнь может иметь различные проявления. Рубцовая ткань, сдавливающая мочеиспускательный канал, образуется в течение месяцев и лет, поэтому внезапного появления симптомов, как правило, не наблюдают. При небольшой степени сужения стриктура уретры не доставляет беспокойств.

По мере нарастания сужения больные начинают отмечать затруднение мочеиспускания в виде уменьшения напора струи мочи. Больные ощущают неполное опорожнение мочевого пузыря. Струя становится тоньше, со временем она превращается в выделение мочи по каплям. Для ее «выдавливания» из мочевого пузыря пациентам приходится тужиться, напрягать мочевой пузырь и мышцы брюшного пресса.

Может наступить полная невозможность выделения мочи — острая задержка мочеиспускания — ситуация, которая требует экстренной урологической помощи!

Чем опасна стриктура уретры?

Постоянное затруднение мочеиспускания значительно снижает качество жизни пациентов. Неполное опорожнение мочевого пузыря предрасполагает к развитию в нем инфекции, образованию камней и последующему поражению почек с развитием почечной недостаточности.

Диагностика заболевания

Если врач заподозрит наличие сужения мочеиспускательного канала на основании жалоб больного и его анамнеза (сведений о прошлых заболеваниях и операциях), диагностика производится путем рентгеновского исследования (уретрография). Мочеиспускательный канал со стороны наружного отверстия заполняют контрастным веществом, после чего производят снимки на рентгеновском аппарате. В большинстве случаев такого исследования достаточно для установления диагноза. Иногда прибегают к более сложным методам обследования — компьютерной томографии на фоне заполнения мочеиспускательного канала контрастным веществом или рентгеновским снимкам в момент мочеиспускания. Также можно исследовать область стриктуры при помощи ультразвукового датчика.

Лечение

Широко практиковавшееся ранее бужирование — введение металлических расширителей в мочеиспускательный канал — сейчас применяют редко, так как метод не только болезненный для пациента, но и несет риск инфекции и образования новых травм мочеиспускательного канала.

Оптическая уретротомия

При впервые выявляемых стриктурах небольшой протяженности возможно эндоскопическое рассечение сужения (так называемая внутренняя оптическая уретротомия). Хирург вводит в мочеиспускательный канал специальный инструмент с камерой и осветителем и при помощи миниатюрного ножа (показано на рисунке) или лазерного волокна производит рассечение сужения. Операция проводится под наркозом и характеризуется высокой эффективностью в ближайшем послеоперационном периоде.

К сожалению, после эндоскопических операцией существует риск повторного рубцевания — сужение уретры образуется вновь. При таких рецидивных стриктурах, а также стриктурах большой протяженности возникает необходимость выполнения пластической (реконструктивной) операции.

Реконструктивные операции на мочеиспускательном канале делятся на две большие категории. При анастомотических операциях область сужения иссекается, и оставшиеся фрагменты мочеиспускательного канала сшиваются друг с другом «конец в конец». Такие операции возможны, если протяженность сужения невелика (1-2 см), производится полное иссечение рубцовых тканей и возможно формирование сшивания (анастомоза) конец в конец оставшихся фрагментов без натяжения и нарушения герметичности.

В противных случаях, удаленный фрагмент мочеиспускательного канала с сужением необходимо заменить какой-либо другой тканью. Такие операции называются заместительными. Для замещения мочеиспускательного канала используют фрагменты слизистой оболочки щеки (наиболее часто), мочевого пузыря или прямой кишки. При этом производят выделение мочеиспускательного канала на протяжении всей суженной части, вскрывают его просвет и подшивают в место сужения замещающий фрагмент ткани (трансплантат).

Профилактика

Чтобы исключить воспалительные причины стриктуры уретры, следует сводить к минимуму вероятность возникновения венерических инфекции. Неспецифическая профилактика сводится к применению средств барьерной контрацепции, исключении случайных незащищенных половых контактов. При развитии уретрита необходимо пройти полный курс лечения у врача-венеролога. Своевременное подавление воспаления легко достигается при помощи современных антибактериальных препаратов; его отсутствие с большой долей вероятности приводит к формированию стриктуры уретры через 5-10 лет.

Профилактика травматических причин развития стриктуры уретры состоит прежде всего в соблюдении стандартов надлежащей медицинской практики. Недопустима катетеризация мочевого пузыря без использования достаточного количества смазывающих веществ, неоправданная многократная катетеризация, катетеризация и любые инструментальные манипуляции на фоне воспалительного процесса в мочеиспускательном канале. Нежелательно длительное (более 10 дней) оставление катетера в мочеиспускательном канале, так как он является источником попадания в уретру инфекции и последующего развития воспаления. Если у пациента наблюдается устойчивая невозможность самостоятельного мочеиспускания после нескольких катетеризаций, следует производить установку надлобкового (цистостомического) дренажа.