Мочекаменная болезнь (нефролитиаз, камни в почках)

Мочекаменная (почечнокаменная) болезнь (нефролитиаз) – это заболевание, сопровождающееся образованием камней (конкрементов) в чашечках или лоханке почки из веществ, входящих в состав мочи.

Эпидемиология

Мочекаменная болезнь является одним из самых распространенных урологических заболеваний и встречается не менее чем у 3% населения Земли. В структуре урологических заболеваний она занимает 2-е место после воспалительных заболеваний органов мочеполовой системы, составляя около 30-40% больных урологических стационаров. Наиболее часто мочекаменная болезнь встречается у лиц трудоспособного возраста от 30 до 50 лет.

Причины образования камней в почках

Образование камней в почках является сложным многофакторным заболеванием, в основе которого лежит взаимодействие внутренних факторов и факторов внешней среды. Наиболее часто к камнеобразованию приводят следующие факторы:

• генетическая предрасположенность,
  • заболевания паращитовидных желез (гиперпаратиреоз),
  • ферментопатии,
  • хронические воспалительные заболевания почек,
  • нарушение оттока мочи из верхних мочевых путей,
  • факторы внешней среды,
  • образ жизни и другие.

Классификация

Камни почек классифицируют по их размеру, месторасположению, плотности (способности задерживать рентгеновские лучи), по минералогическому составу, по причине и степени риска повторного камнеобразования.

Клиническая картина

Как и многие урологические заболевания, мочекаменная болезнь долгое время может никак клинически не проявляться.

Основные клинические проявления камей почек обусловлены, прежде всего, нарушением оттока мочи из почек, нарушением функций почек и присоединившимся воспалительным процессом.

Наиболее частыми симптомами камней почек являются боль, примесь крови в моче и нарушения мочеиспускания. При присоединении инфекционно-воспалительного процесса на фоне нарушения оттока мочи происходит повышение температуры тела на фоне болевого синдрома, часто с ознобом.

Боль при мочекаменной болезни может иметь различный характер: от тупого ноющего до острого приступообразного (почечная колика), от постоянного до периодического.

После приступа почечной колики может наблюдаться появление примеси крови в моче. При нарушении оттока мочи из обеих почек или из единственной (или из единственно функционирующей) почки может наблюдаться отсутствие мочи в мочевом пузыре (постренальная анурия). При присоединении инфекционно-воспалительного процесса моча может быть мутной, с хлопьями, пальпация области почки может быть болезненной, симптом Пастернацкого становится положительным на стороне поражения.

В анализах крови могут обнаруживаться:

• повышение лейкоцитов,
  • сдвиг лейкоцитарной формулы влево,
  • снижение уровня гемоглобина и эритроцитов (анемия),
  • повышение СОЭ,
  • повышение уровня мочевины, креатинина, мочевой кислоты, кальция, калия, паратгормона.

В анализах мочи могут обнаруживаться:

• примесь крови (гематурия),
  • примесь лейкоцитов (лейкоцитурия),
  • изменение кислотности,
  • изменение плотности,
  • белок,
  • кристаллы солей,
  • бактерии.

Исследование при мочекаменной болезни следует начинать с УЗИ, при котором можно выявить наличие, количество, размеры, локализацию конкрементов, состояние чашечек и лоханки, размер почек, сопутствующие заболевания почек (опухоль, кисты и др.).

Обзорный рентгенологический снимок органов мочевой системы позволит определить рентгенконтрастность камней, их расположение и размеры.

Экскреторная урография показана для определения состояния мочевых путей, точного определения расположения конкрементов. Она также позволяет косвенно судить о функциональном состоянии почек.

Мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ) с контрастированием и мультипланарной реконструкцией изображения является самым информативным методом диагностики при мочекаменной болезни. Она также позволит правильно планировать предстоящее оперативное лечение.

Магнитно-резонансная томография (МРТ) при мочекаменной болезни используется довольно редко, в основном у беременных.

Радиоизотопные исследования при мочекаменной болезни позволяют определить функциональное состояние почек.

Лечение

В зависимости от размеров, локализации, количества, плотности конкрементов, анатомического и функционального состояния почек, наличия сопутствующих заболеваний используются следующие виды лечения камней почек:

• литолиз (растворение камней),
  • дистанционная нефролитотрипсия,
  • чрескожная нефролитотрипсия,
  • лапароскопические и открытые оперативные пособия (чаще при наличии сопутствующих изменений почек и мочевых путей – гидронефроз, опухоль почки и др.).

Операции проводит хирург уролог Кандидат Медицинских Наук Пшихачев Ахмед Мухамедович.