Рак яичка

Рак яичка — это злокачественная опухоль, развивающаяся в яичке из клеток канальцев, в которых образуются сперматозоиды. Клетки опухоли могут распространяться (метастазировать) по ходу сосудов в другие органы — лимфатические узлы, легкие, печень.

Рак яичка: схема и стадии

Распространенность заболевания

Среди молодых мужчин (в возрасте 20-40 лет) рак яичка является самой распространенной злокачественной опухолью. Заболеваемость за последние несколько десятилетий в индустриально развитых странах выросла. Раком яичка в течение жизни заболевает 1 из 300 мужчин, однако умирает от него 1 из 5000. Низкая по сравнению с заболеваемостью смертность связана с тем, что в отличие от большинства других форм рака, рак яичка хорошо отвечает на лечение и характеризуется благоприятным прогнозом. Большая часть мужчин с этим диагнозом успешно излечивается и забывают о болезни навсегда.

Причины

Точные причины образования злокачественных опухолей неизвестны. Одним из значительных факторов риска рака яичка является курение. Кроме того, установлено, что повышенный риск развития опухоли наблюдается в неопустившемся яичке (так называемый крипторхизм), то есть в яичке, находящемся не в мошонке, а в паховом канале или брюшной полости.

Симптомы

В большинстве случаев рак яичка обнаруживается на I стадии (когда опухоль ограничена яичком) при осмотре и ощупывании мошонки самим пациентом или врачом. Опухоль определяется как плотное, чаще всего безболезненное образование, за счет которого яичко увеличивается в размере, порой весьма значительно. При просвечивании образование непрозрачно, что позволяет отличить его от жидкостных структур — кист и водянки яичка.

Другим симптомом рака яичка является нарушение качества спермы и возникающее вследствие этого бесплодие. У половины больных раком яичка оплодотворяющая способность спермы снижена, предположительно вследствие токсического воздействия опухоли, однако после удаления больного яичка она восстанавливается.

При появлении отдаленных метастазов, когда масса опухолевых клеток в организме увеличивается в десятки раз, появляются симптомы так называемой «опухолевой интоксикации» — слабость, потеря веса, депрессия, снижение аппетита, постоянное повышение температуры тела.

Чем опасен рак яичка?

Злокачественные опухоли яичка, как и любой другой вид злокачественных опухолей, являются прямой угрозой жизни человека. При отсутствии своевременного лечения, опухоль растет и дает отсевы (метастазы) в другие органы. В процессе безудержного роста опухолевые клетки разрушают органы и потребляют огромное количество питательных веществ, кислорода, витаминов, лишая здоровые клетки этих ресурсов и приводя к их истощению.

Это приговор?!

К счастью, в подавляющем большинстве случаев — НЕТ. Рак яичка является редким исключением из общего списка злокачественных опухолей, при котором прогноз на фоне лечения благоприятный. Рак яичка хорошо отвечает на все имеющиеся в арсенале врачей методы лечения — хирургическое, химиотерапию и лучевую терапию. При этой форме рака реально добиться полного излечения и забыть о болезни навсегда.

Диагностика

После обнаружения опухоли врачом при ощупывании мошонки с целью подтверждения диагноза пациенту производится ультразвуковое исследование мошонки. Исследование характеризуется простотой, низкой стоимостью и высокой (до 95%) информативностью. Оно позволяет окончательно установить диагноз опухоли яичка. В крайне редких случаях необходимо использование магнито-резонансной томографии (МРТ) мошонки.

Когда наличие опухоли в яичке подтверждено, необходимо установить стадию опухолевого процесса, то есть определить, ограничена ли опухоль яичком (I стадия), успела ли опухоль дать отсевы в лимфатические узлы брюшной полости (II стадия) и в отдаленные органы (III стадия). Данная информация крайне важна, так как от нее зависит выбор первой линии лечения. Для определения стадии производится компьютерная томография брюшной полости и грудной клетки с контрастированием.

Почти половина форм рака яичка характеризуется повышением в крови уровня особых веществ — онкомаркеров. Считается, что эти вещества образуются опухолевыми клетками. Если уровень онкомаркеров повышен до начала какого-либо лечения, то его снижение в послеоперационном периоде считается одним из критериев эффективности лечения. Повторное повышение уровня онкомаркеров при послеоперационном наблюдении указывает на рецидив опухоли.

Лечение рака яичка

Чаще всего опухоль выявляется на I стадии (ограниченной яичком). С целью излечения пациента необходимо хирургическое удаление больного яичка с придатком и семявыносящим протоком – орхфуникулэктомия (см. клинический пример). Полное удаление яичка является стандартным подходом. Рассмотрение вопроса о частичном удалении участка ткани яичка с опухолью производится в исключительных случаях — при наличии единственного яичка, когда есть серьезные сомнения в злокачественном характере образования, а размер и локализация опухоли технически позволяют «вырезать» ее из яичка.

Но операцией лечение рака яичка не заканчивается. После операции необходимо производить меры по профилактике рецидива опухоли. Даже если метастазы опухоли при дооперационном обследовании не выявляются, нельзя полностью исключить вероятность того, что часть клеток опухоли вышла за пределы яичка и осела в лимфатических узлах, дав начало микроскопическим колониям новых опухолевых клеток (микрометастазам), которые в будущем станут источником рецидива. В зависимости от уровня онкомаркеров (исходного и после операции), результатов гистологического исследования удаленного яичка, а также ряда других параметров, Вам будет сообщено о вероятности развития рецидива.

При низкой вероятности рекомендуется регулярное обследование в течение первых двух лет после операции для исключения рецидива — измерение уровня онкомаркеров в крови, КТ брюшной полости и легких. Частоту исследований определяет врач.

При умеренной и высокой вероятности рецидива, а также если по субъективным причинам Вы не сможете проходить регулярное обследования, с целью уничтожения возможных микроскопических очагов опухоли рекомендуется курс химиотерапии, лучевой терапии либо операция по удалению забрюшинных лимфатических узлов. Эти методы лечения значительно снижают риск развития рецидива, однако негативно сказываются на репродуктивной функции.

Даже если у Вас разовьется рецидив опухоли, он также очень хорошо отвечает на лучевую терапию и химиотерапию, поэтому Ваш прогноз в целом остается благоприятным.

При обнаружении явного метастазирования (стадия II и III) перед операцией рассматривается возможность о проведении химио- и/или лучевой терапии, позволяющей снизить массу опухолевых клеток.

Смогу ли я иметь детей?

Вопреки распространенному заблуждению, удаление одного яичка не приводит к значительному ухудшению оплодотворяющей способности спермы и снижению уровня мужских половых гормонов. Как уже было сказано выше, у половины пациентов с раком яичка качество спермы снижено до операции и улучшается после нее.

Тем не менее, адъювантные (послеоперационные) методы лечения значительно снижают репродуктивную способность. Лучевая и химиотерапия ухудшает качество спермы, операция по удалению забрюшинных лимфатических узлов приводит к нарушению естественного семяизвержения.

Поэтому перед каждым этапом лечения, в том числе перед удалением яичка, пациенту предлагается заморозка (криоконсервация) спермы.

Психологическая реабилитация

Удаление яичка является мощной психологической травмой для мужчины. Даже несмотря на благоприятный прогноз, излечение от жизнеугрожающей болезни, сохранность эрекции и полового влечения, нормальную способность к воспроизведению потомства, многие мужчины ощущают себя неполноценными из-за наличия одного яичка в мошонке. К счастью, на сегодняшний день эту проблему можно легко решить путем имплантации в мошонку силиконового протеза яичка. Вид мошонки после имплантации и сам протез на ощупь совершенно неотличимы от реального органа.

Профилактика рака яичка

Курение

Так как курение является наиболее общепризнанным фактором риска, необходимо отказаться от этой вредной привычки. Бросив курить, Вы сведете к минимуму не только риск развития рака яичка, но и рака мочевого пузыря, рака легких, рака гортани, инсульта и инфаркта.

Второй очень важной мерой в профилактике заболевания является регулярное самостоятельное обследование мошонки. Следует обращать внимание на внешний вид мошонки (увеличение одной половины, выбухание), производить ее ощупывание 1 раз в месяц. При обнаружении плотного образования необходимо обратиться за консультацией к хирургу урологу.

самостоятельное обследование мошонки

Не все плотные образования мошонки являются опухолями яичка, поэтому бить тревогу до осмотра у врача не стоит. Воспаление придатка яичка (эпидидимит), водянка яичка, киста придатка яичка также могут быть плотными при ощупывании.

Записаться на консультацию по поводу пальпируемого образования в мошонке можно по телефону, указанному на нашем сайте.