Нефрэктомия почки

Операции при опухоли мочевого пузыря
Операции при кистах почек
Операции при гидроцеле
Операции при варикоцеле
Операции при стрессовом недержании мочи
Пшихачев Ахмед Мухамедович
Врач-уролог, онколог, кандидат медицинских наук.

Почки – один из важнейших органов человека, так как именно они ответственны за очищение крови от различных токсинов, образующихся вследствие обмена веществ. Поэтому необходимо постоянно следить за их состоянием, чтобы вовремя заметить возникшее заболевание и приступить к его лечению. К сожалению, далеко не от всех болезней можно избавиться медикаментозным путем; в отдельных случаях требуется выполнить резекцию или нефрэктомию почки. У человека этот орган парный, поэтому даже с одной почкой можно вести полноценную жизнь без особых функциональных ограничений. У нас можно записаться на проведение лапароскопической нефрэктомии опытными специалистами.

Когда требуется?

Показанием к операции служит:

• рак и другие злокачественные опухоли большого размера, не позволяющие провести резекцию;
  • серьезные открытые и закрытые травмы;
  • поликистоз, протекающий на фоне почечной недостаточности;
  • мочекаменная болезнь тяжелой формы с некрозом тканей и гнойными осложнениями;
  • опухоль Вильмса (нефробластома);
  • снижение функции почки более чем на 20% из-за гидронефроза;
  • воспаления и заболевания, приводящие к возникновению вторично сморщенной почки.

Оперативное удаление (нефрэктомия) правой или левой почки – один из наиболее простых, безопасных и эффективных способов лечения этих заболеваний.

Этапы проведения

Перед непосредственным проведением операции проводится консультация у нескольких специалистов – терапевта, анестезиолога, уролога. При этом больным выдают ряд рекомендаций, которых необходимо строго придерживаться.

На этом этапе следует сообщить специалистам о существующих аллергических реакциях на медицинские препараты и продукты питания, предоставить полный анамнез (список перенесенных заболеваний и операций), рассказать о принимаемых лекарствах. Особенно важно упомянуть о приеме препаратов, разжижающих кровь, чтобы избежать серьезного кровотечения и других осложнений.

За несколько дней до процедуры проводится ультразвуковое обследование мочевыделительной системы, сдается ряд анализов, снимается электрокардиограмма. В день операции рекомендуется соблюдать полный голод, за 2-3 часа прекратить употребление любых жидкостей, не курить или максимально снизить количество сигарет. Несоблюдение этих рекомендаций может негативно повлиять на эффективность анестезии и процедуры в целом.

Непосредственно нефрэктомия, как правило, проводится в несколько этапов:

• подготовка – вводятся антибактериальные препараты широкого действия для профилактики инфекционных осложнений;
  • получение доступа к больному органу. Лапароскопическая нефрэктомия выполняется через 3-4 небольших (до 1 см) прокола на брюшной стенке. Они нужны для введения необходимых хирургических инструментов и лапароскопа – специальной камеры, позволяющей наблюдать и контролировать ход операции. Чтобы дополнительно увеличить рабочее пространство, через отверстия в полость вводят углекислый газ для создания пневмоперитонеума;
  • основной этап – хирург рассекает ткани, отводит в сторону близко расположенные органы, накладывает специальные зажимы на подходящие к почке кровеносные сосуды и мочеточник, удаляет жировую ткань, видимые лимфатические узлы и больной орган. Если опухоль расположена в верхнем сегменте, дополнительно может удаляться и надпочечник;
  • завершение – одно из отверстий расширяют, через него почку достают из брюшной полости. Врач выводит инструменты, выполняет тщательную проверку на отсутствие кровотечений и ушивает разрезы.

В зависимости от сложности, операционное вмешательство может длиться от 1,5 до 3 часов. На это влияет большое количество факторов – возраст пациента, тип, тяжесть и стадия заболевания, особенности кровоснабжения почки, размеры образований, состояние паранефральной клетчатки и другие факторы. Немаловажная особенность процедуры – полная безболезненность, так как проводится она под общей анестезией, а благодаря малой инвазивности ее последствия не причиняют сильного дискомфорта и после окончания действия препаратов.

В отдельных случаях проводится частичная нефрэктомия или резекция почки – удаление только части органа, пораженного опухолью или заболеванием. Современные методики и инструменты помогают обеспечить полное восстановление функциональности органа и выздоровление пациента. К сожалению, использовать такой метод можно лишь при диагностировании болезней на ранних стадиях и выполнении ряда других условий.

лапароскопическая нефрэктомия лапароскопическая нефрэктомия

Послеоперационный период

Уже на следующий день при отсутствии осложнений пациент может самостоятельно вставать с кровати и передвигаться. При этом могут ощущаться незначительные боли и тошнота – это реакция организма на вводимую анестезию и сопутствующие препараты. Все негативные последствия, как правило, исчезают через несколько дней, не требуют дополнительного медикаментозного вмешательства.

Врачи настоятельно рекомендуют:

• пить большое (до 2-х л в день) количество воды;
  • снизить или полностью исключить физические нагрузки;
  • не поднимать тяжелые предметы;
  • тщательно следить за общим состоянием организма.

При повышении температуры тела, ощущении головокружения, слабости, снижении артериального давления и появлении сильных острых болей в животе необходимо срочно обратиться к специалисту.

На протяжении 5 лет после операции проводятся регулярные осмотры и обследования у уролога, включающие анализы мочи и крови, компьютерную томографию и другие исследования. Если рецидива опухоли или других болезней не наблюдается, пациент снимается с учета.

Лапароскопическая нефрэктомия почки справа или слева не проводится при:

• поздних сроках беременности;
  • инфекционных заболеваниях;
  • острой глаукоме;
  • нарушениях работы сердечно-сосудистой системы, особенно – низкой свертываемости крови;
  • острых воспалительных процессах;
  • хронических заболеваниях на стадии декомпенсации.

Некоторое время назад этот список включал значительно большее количество противопоказаний – к примеру, наличие рубцов и шрамов в области живота, ожирение крайней степени. Но медицина постоянно развивается, появляется огромное количество новых инструментов и эффективных методик, благодаря которым эти причины уже не мешают проведению операции.

Возможные осложнения

Несмотря на все преимущества лапароскопической операции, это все же хирургическое вмешательство, которое может повлечь за собой различные осложнения. Впрочем, их количество, вероятность появления и степень серьезности значительно ниже, чем при классических открытых процедурах.

К основным осложнениям можно отнести:

• кровотечение – практически при всех проводимых лапароскопиях кровопотери составляют всего 100 мл или даже меньше. Менее чем 2% оперируемых требуется переливание крови;
  • послеоперационная грыжа – крайне редко встречается из-за небольших размеров разрезов и операционной полости;
  • повреждения соседних тканей и органов – увеличенное операционное поле, профессионализм опытных хирургов и передовые медицинские технологии практически исключают вероятность такого события;
  • инфекция – классическое осложнение любых хирургических вмешательств в организм. Для борьбы с ним все пациенты получают современные антибактериальные препараты в пред- и послеоперационном периоде.

В крайне редких случаях происходит конверсия – переход от лапароскопии к открытой операции из-за технической невозможности по различным причинам получить доступ к пораженному болезнью органу.

Особенности проведения нефрэктомии в нашей клинике

Урологическое отделение нашей клиники имеет огромный опыт лечения опухолей простаты, мочевого пузыря, почек. Ежедневно у нас проводится не менее 2-3 соответствующих операций. Мы отдаем предпочтение именно малоинвазивному лапароскопическому или роботическому типу процедур, так как они имеют массу преимуществ перед открытыми:

• меньшие или отсутствующие кровопотери;
  • короткий срок восстановления – уже на следующий день пациент может самостоятельно передвигаться, а через 6-7 дней – вести полноценную жизнь без ограничений;
  • отсутствие шрамов – небольшие отверстия зарастают полностью, практически без видимых следов;
  • больший контроль над операцией – хирург управляет процессом, наблюдая за действиями на большом экране. Изображение, передаваемое с лапароскопа, имеет большое разрешение и позволяет получить увеличенное рабочее поле. Это дает возможность выполнять работу более аккуратно.

Использование в нашей клинике такого передового метода диагностики как 3D-моделирование позволяет проводить любые операции с максимальной точностью, заранее спланировав каждый шаг и движение, исключая вероятность непредвиденных ситуаций.

Узнать о процедуре подробнее и проконсультироваться со специалистом можно по телефону.