Суперселективная эмболизация ветвей почечной артерии – спасение органа

Ю.Г. Аляев, Н.А. Григорьев, С.А. Кондрашин, Н.И. Сорокин
НИИ Уронефрологии и репродуктивного здоровья человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова
(дир. – член-корр. РАМН, проф. Ю.Г. Аляев)

Введение

Клиницистам довольно часто приходится сталкиваться с геморрагическими осложнениями, возникающими после открытых органосохраняющих и эндоскопических пособий на почках. Повреждение паренхиматозных сосудов (артериальных и венозных) приводит к образованию артерио-венозных фистул (соустий), проявлением которых является гематурия длительного, а зачастую профузного, угрожающего жизни больного, характера.

В тех клинических ситуациях, когда консервативная терапия неэффективна, необходимо оперативное лечение в объеме резекции почки, или даже нефрэктомии. Существующие рентген-эндоваскулярные методы диагностики путем селективной и суперселективной ангиографии позволяют выявить источник кровотечения и сразу же произвести редукцию патологического кровотока с максимальным органосохраняющим эффектом.

Последние три десятилетия характеризуются неуклонным возрастанием внимания клиницистов к данному методу, что обусловлено совершенствованием ангиографической аппаратуры и инструментария, созданием новых эмболизирующих материалов и малотоксичных рентгенконтрастных препаратов, значительно снижающих риск ранних постэмболизационных осложнений. Вместе с тем, большинство отечественных и зарубежных исследователей анализируют результаты рентген-эндоваскулярной окклюзии почечных артерий преимущественно у пациентов онкоурологического профиля (подготовка к нефрэктомии или паллиативное лечение), имеются лишь единичные сообщения об эффективном использовании данного метода при ятрогенных повреждениях почечных сосудов.

Мы располагаем опытом выполнения суперселективной эмболизации (ССЭ) у 10 пациентов после чрескожных пособий по поводу мочекаменной болезни и у 8 после резекции почки по поводу рака.

Материалы и методы

Все 18 оперативных пособий выполнены в период с 2005 по 2010 гг. Чрескожные операции в 7 наблюдениях произведены по поводу коралловидных (К3-К4) и множественных камней почек, в 3 – при одиночных крупных лоханочных конкрементах (размером от 2,0 до 2,8см). Размер опухоли почки варьировал от 2,5 до 4,0 см. Кровотечение после чрескожных операций отмечено в сроки от 2 до 13 суток, после резекции почки от 7 до 14 суток. Во всех наблюдениях причиной кровотечения явилось повреждение сегментарных артерий и вен с формированием артерио-венозных соустий.

В 16 наблюдениях в качестве эмболизирующего материала использованы металлические микроспирали («Trufill» и «Gianturсo»), в 2 наблюдениях (после чрескожных пособий) использован «Gelitaspon» - биодеградирующий материал, наиболее часто применяемый при желудочно-кишечных кровотечениях.

Результаты

Во всех наблюдениях ССЭ позволила избежать открытого оперативного вмешательства. У 17 пациентов эффективный гемостаз достигнут после однократной эмболизации. В 1 наблюдении (после резекции почки по поводу рака) в связи с возобновившимися эпизодами гематурии потребовалась повторная ССЭ и дополнительные эндоскопические пособия (ликвидация тампонады мочевого пузыря и стентирование верхних мочевых путей на стороне операции).

В раннем постэмболизационом периоде (1-8 сутки) лишь у 18,1% пациентов наблюдалась транзиторная гипертензия, кратковременные боли и субфебрилитет. Выраженность характерной триады клинических проявлений постэмболизационного периода зависела от объема редуцированного кровотока и исходного функционального состояния органа.

В наблюдениях с применением в качестве эмболизирующего материала микроспиралей при контрольной эходопплерографии через месяц кровоток в «эмболизированных» участках почки не определялся. В наблюдениях с использованием «Gelitaspon», на 7-9 сутки кровообращение в «эмболизированных» сегментах почки полностью восстановилось.

Заключение

Таким образом, при возникновении ятрогенного почечного кровотечения в послеоперационном периоде, связанного с формированием артерио-венозных фистул, неотложная ангиография позволяет определить источник кровотечения и путем ССЭ поврежденных сосудов успешно бороться с таким грозным осложнением, получая максимальный органосохраняющий эффект.