Операция по удалению камней в почках

Операции при опухоли мочевого пузыря
Операции при кистах почек
Операции при гидроцеле
Операции при варикоцеле
Операции при стрессовом недержании мочи
Пшихачев Ахмед Мухамедович
Врач-уролог, онколог, кандидат медицинских наук.

Развитие мочекаменной болезни может быть следствием нарушения:

• водно-солевого баланса в организме;
  • эндокринной патологии;
  • инфекционных процессов;
  • аномалии развития мочевыделительной системы;
  • наследственных факторов и др.

Такое разнообразие причин способствует широкому распространению заболевания. У каждого седьмого человека обнаруживаются конкременты в различных отделах мочевыводящих путей.

Клинические признаки

Основными клиническими симптомами заболевания являются:

• боль и тяжесть в поясничной и паховой области, внизу живота, по ходу мочеиспускательного канала, усиливающаяся при резких движениях;
  • болезненное и учащенное мочеиспускание;
  • примеси крови в моче, помутнение ее;
  • повышение температуры тела;
  • тошнота, рвота и др.

Осложнением мочекаменной болезни, нуждающимся в проведении неотложных мероприятий, является:

• почечная колика;
  • гнойный пиелонефрит;
  • почечная недостаточность.

Значительную часть тех, кому показана процедура гемодиализа, составляют именно пациенты с мочекаменной болезнью.

Методы диагностики

Самым простым диагностическим методом, позволяющим заподозрить патологию, является ультразвуковое исследование. Помимо этого, диагностика мочекаменной болезни включает:

• лабораторные исследования, общий анализ мочи, биохимический анализ крови, бактериологическое исследование мочи;
  • компьютерную томографию, которая способствует уточнению плотности камня, состоянию мочеточников, выявлению аномалии развития.

Только тщательно изучив все факторы, специалист может принять решение о применении того или иного метода воздействия.

Методы удаления

Лечебная тактика в отношении камней, образующихся в почках, мочевом пузыре и мочеточниках, обусловлена их локализацией, размерами, плотностью. Мелкие камни могут самостоятельно выводиться с мочой. Проведения хирургических действий такая ситуация не требует. Крупные образования продвинуться по мочевыводящим протокам не могут, они подлежат предварительному дроблению.

Времена, когда извлечение камней достигалось использованием широкого разреза и секционным рассечением почки, миновали. В настоящее время литотрипсия, то есть операция по удалению камней из почек, осуществляется с помощью менее инвазивных методик, эндоскопических и дистанционных:

• Дистанционная литотрипсия камней осуществляется с помощью ультразвукового воздействия, которое дробит камни на мелкие осколки. Достигнув минимальных размеров, они без труда выходят естественным путем;
  • Уретеролитотрипсия. В этом случае с помощью ретроградного введения эндоскопа удается достигнуть камня и подвести к нему лазерное волокно. Преимуществом является отсутствие разрезов, сокращение сроков восстановительного периода, исключение рисков, связанных с обширным хирургическим вмешательством;
  • Фибролитотрипсия. Операция проводится путем введения фиброуретероскопа через естественные мочевые пути в почку с последующим дроблением камней лазером. Методика позволяет вывести все камни из лоханки и чашечек, а также предпочтительна при удалении коралловидных камней;
  • Перкутанная литотрипсия камней почек. При этом чрескожном вмешательстве эндоскоп подводится к месту локализации камня путем незначительного разреза, 5 мм. Малая травматичность заметно сокращает сроки восстановительного периода. Аналогом операции является мини-перкутанная литотрипсия. Использование высокоточного инновационного оборудования позволяет осуществить вмешательство наиболее щадящим способом. Спустя сутки пациент может быть выписан из стационара и приступить к работе;
  • Лапароскопическая литотрипсия. Такая операция является альтернативой полостному вмешательству. Она предпочтительна в тех случаях, когда предполагается развитие аномалии мочеточника, его стриктуры. Применение менее травматичных методик в этом случае оказывается неэффективным.

Важным заключительным этапом хирургического вмешательства является исследование химического состава камня, которое позволяет более четко представить механизм развития заболевания, составить план консервативного лечения пациента, разработать профилактическую программу.

Цена операции по удалению камней из почек напрямую зависит от используемой методики, а ее эффективность определяется квалификацией специалистов, используемым оборудованием. О высоком качестве урологической службы в ГКБ 31 свидетельствуют положительные отзывы пациентов, которые обращались в клинику в связи с различной патологией почек и мочевыводящей системы. Большой практический опыт, использование современных методик и технологий, отличная материально-техническая база гарантируют успешное проведение любых урологических вмешательств в ГКБ 31, в том числе, удаление камней в почках.

Вопрос-ответ

Вопрос: Здравствуйте. У меня камень в левой нижней чашечке с четкими неровными контурами 12,7×7,7×8,2 мм. К урологу только записалась. Чашечки расширены до 11 мм. Лоханка не расширена. Возможно ли в моем случае контактная литотрипсия? Или, все же, путем прокола? Хотелось бы обойтись без общего наркоза. Что можете сказать?

Ответ: При наличии в клинике гибкого уретероскопа и лазерного оборудования удаление камня почки через мочеиспускательный канал возможно. В противном случае - мини-перкутанная нефролитотрипсия.

Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как быть в такой ситуации? Если, кратко, то у папы определили в левом мочеточнике на границе верхней и средней трети конкремент 0,8 см. Была проведена уретеролитотрипсия. Камень не удалось убрать. Была проведена повторная процедура уретеролитотрипсии через несколько дней. Выписка. В заключении написано, что после проведенной урографии на предмет наличия конкрементов ничего не обнаружено. Спустя 2 месяца появились боли. Было сделано КТ почек и мочеточников (без контраста), выявлен конкремент такого же размера на том же месте. Возможны ли случаи, в принципе, когда камень невозможно извлечь? И что делать дальше?

Ответ: Бывают, конечно, ситуации, когда не удается визуализировать камень почки. Камень мочеточника практически всегда удается увидеть и удалить, за исключением тех случаев, когда во время процедуры камень "улетает" обратно в почку, а именно в чашечку, в которую невозможно технически зайти ригидным уретероскопом. Вероятнее всего, именно так и случилось в вашем случае. Для предотвращения подобной ситуации в нашей клинике используются различные технические приспособления, препятствующие миграции камня мочеточника в почку во время уретероскопии и дробления камня. Что касается дальнейших действий... Камень нужно удалить. В противном случае возможны осложнения: острый обструктивный пиелонефрит, при длительном нарушении оттока мочи из почки - снижения функции почки вплоть до полной потери.

Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли выход камня сопровождаться повышением температуры? Камень выходит пятый день, температура поднялась 2 дня назад до 37,6. Боль при этом почти прошла, по крайней мере кетарол, который выписали уже сутки не принимаю, достаточно 2 таблеток но- шпы.

Ответ: Вам срочно! следует обратиться к урологу для исключения острого обструктивного пиелонефрита. В случае подтверждения острого воспаления, показано дренирование почки катетером-стентом или нефростомой с последующей антибактериальной и противовоспалительной терапией. Только после разрешения симптомов воспаления можно заняться удалением камня.

Все вопросы-ответы