Заболевания почек и мочеточников

Заболевания почек и мочеточников

Почки и мочеточники относятся к верхним мочевым путям. Они выполняют ряд жизненно важных функций. Почки образуют мочу, тем самым поддерживая водно-электролитный баланс, выводят ненужные вещества из организма, а так же участвуют в работе многих других систем, например, в сердечно-сосудистой, поддерживая артериальное давление и т.д., поэтому нарушения в их работе приводят к сбою во всем организме. Мочеточники же занимаются выведением мочи, образованной почками, в мочевой пузырь, и при любом препятствии оттоку мочи возникает нарушение работы почек.

Заболевание почек представляет для врачей глобальную проблему, так многие из них протекают бессимптомно и проявляются лишь на терминальных стадиях, когда лечение уже неэффективно и помочь лишь возможно одним способом – трансплантацией почек.

Ниже рассмотрены некоторые заболевания почек и мочеточников.

Кисты почек

Почки являются органом, в котором чаще всего обнаруживаются кисты. Кисты почек достаточно распространенная патология. В 56 % случаев кисты почек встречаются в возрасте 40-60 лет. Лица более молодого возраста также могут быть подвержены данному заболеванию, однако, кисты в возрасте 29 лет и моложе встречаются лишь в 4 % случаев. У мужчин, как правило, заболеваемость кистами почек регистрируется выше, чем у женщин примерно в 2 раза.

В медицине широко используется классификация кист почек по Bosniak (классификация кист почек по Босниак), согласно которой все кисты можно разделить на 4 группы: от простых, неосложненных, имеющих доброкачественное течение, до злокачественных, требующих оперативного лечения.

В большинстве случаев простые кисты обнаруживаются случайно при УЗИ и не имеют никакой клинической картины. Лечение простых кист будет полностью зависеть от размеров и имеющейся симптоматики. Например, если имеются - артериальная гипертензия, боль, инфекции, кровотечение, гидронефроз, показано хирургическое лечение. При кистах небольших размеров используют чрескожную аспирацию под УЗИ контролем (т.е. с помощью специальной тонкой иглы будет удалено содержимое кисты), с дальнейшим введением в полость кисты специального вещества (склерозанта). При больших кистах, либо если киста имеет положение, при котором невозможно провести аспирацию, проводится лапароскопическое иссечение кисты. Если же в кисте имеются признаки злокачественного процесса, то требуется безотлагательное хирургическое лечения (резекция или удаление почки). К счастью, такие кисты встречаются гораздо реже простых (не более чем в 5-6% случаев).

Гидронефроз

Гидронефроз - заболевание почек, характеризующееся прогрессирующим расширением чашечно-лоханочной системы (ЧЛС), обусловленное сужением лоханочно-мочеточникового сегмента и нарушением оттока мочи из лоханки и чашечек почки, приводящее к ухудшению всех основных функций почек.

Гидронефроз может быть как врожденным, так и приобретенным. Причинами гидронефроза могут быть: добавочный сосуд, идущий к нижнему сегменту почки (20 – 40%), аномалии развития почечных вен, мочекаменная болезнь, опухоли, сдавливающие мочеточник извне и др. Заболевание начинает проявлять себя лишь на поздних стадиях и симптомы крайне скудны и неспецифичны: боль в поясничной области, слабость, возможно появление примеси крови в моче (гематурия), при присоединение инфекции (обструктивного пиелонефрита) повышается температура с ознобом. Однако существует один признак, характерный для гидронефроза – больные чаще спят на животе, тем самым улучшая отток мочи из пораженной почки.

Единственный метод лечения гидронефроза – оперативный. «Золотым стандартом» является уретеропиелопластика - операция Андерсена—Хайнса (сначала удаляется суженный участок лоханки и мочеточника, затем проводится сшивание лоханки с мочеточником). Существуют также менее эффективные эндоскопические операции - баллонная дилатация или лазерное рассечение суженного участка и др.

Стриктура мочеточника

Стриктура мочеточника – полное или частичное аномальное сужение мочеточника, нарушающее прохождение мочи по верхним мочевым путям. Стриктуры мочеточников могут быть результатом ряда причин: прохождение камня по мочеточнику, различные медицинские манипуляции на мочевых путях (установка катетера-стента, операции, как открытые, так и лапароскопические, уретероскопия), лучевые воздействия в области мочеточников (используемые в качестве лечения онкологических заболеваний рядом расположенных органов – прямой кишки, простаты, яичника и др.), травмы, туберкулезное поражение. Помимо приобретенных причин, стриктуры бывают и врожденными.

Симптомы стриктуры мочеточника обусловлены нарушенным прохождением мочи по мочеточникам (обструкцией): тупые боли в поясничной области, реже острые, при присоединении инфекции повышается температура, нарастает общая симптоматика (головная боль, слабость).

Лечение только хирургическое. Возможно проведение эндоскопических операций – бужирования или баллонной дилатации, однако, это возможно при коротких стриктурах. Помимо этого этим манипуляциям присущ высокий риск рецидивирования. Наиболее часто проводится реконструктивные операции, которые имеют наилучший отдаленный результат.

Сморщенная почка

К сморщиванию почек приводят сахарный диабет (44%), артериальная гипертензия (27%), лишь в оставшихся случаях причиной служат урологические заболевания. Различают два типа сморщенных почек: первично и вторично сморщенная почка. Последний вариант, как раз, и является причиной урологических заболеваний: хронические воспалительные заболевания почек, мочекаменная болезнь, гидронефроз и т.д. Сморщенные почки имеют характерный внешний вид, за что и получили такое название: они уменьшены в размерах и имеют мелкозернистую поверхность. Но помимо внешних изменений характерны и внутренние изменения, за счет которых и происходит нарушение работы почек.

Нет специфичных для сморщивания симптомов. Они лишь отражают степень нарушения работы почек. Если процесс носит двусторонний характер, то развивается хроническая почечная недостаточность. Сморщивание может проявляться увеличением количества мочи (полиурия), преобладанием количества мочи, выделенной в ночное время (никтурия), отеками, артериальной гипертензией, которая тяжело контролируется антигипертензивными препаратами.

К сожалению, при наличии сморщенной почки единственным способом лечения является ее удаление, а при двустороннем процессе пациент нуждается в пожизненном гемодиализе.

Другие заболевания почек и мочеточников описаны в разделах онкоурология и мочекаменная болезнь.