Онкоурология

Онкологическое урологическое отделение

Онкоурология — раздел медицины, находящийся на стыке двух специальностей – онкологии и урологии. Врачи — онкоурологи занимаются изучением причин возникновения, факторов риска, диагностикой и лечением онкологических заболеваний в урологии. Помимо этого специалистами производятся постоянные поиски новых методов лечения, разработки современных диагностических пособий и попытки создания профилактических мероприятий злокачественных новообразований.

На протяжении многих десятилетий отмечается неуклонное увеличение заболеваемости опухолями мочеполовой системы. Наибольший удельный вес среди них составляют рак простаты, почки и мочевого пузыря. Все это в совокупности стало предпосылкой для создания онкоурологии как отдельной дисциплины.

На современном этапе идет процесс активного внедрения лапароскопических технологий в онкоурологию. Достаточно широко применяются лапароскопические операции по удалению почки, простаты и мочевого пузыря, а также выполняется резекция почки. Помимо этого существует еще более революционная техника проведения операций – с помощью робота, робот-ассистированная операция, при которой риск осложнений во время операций сводится к минимуму.

Ниже перечислены заболевания, которыми занимаются онкоурологи.

Опухоль паренхимы почки

Опухоль паренхимы почки в 90-95 % случаев является злокачественной (представлена почечно-клеточным раком), и лишь в 5-9 % носит доброкачественный характер и чаще всего представлена аденомой, ангиомиолипомой или онкоцитомой. По уровню заболеваемости среди злокачественных новообразований рак почки занимает 10 – е место, а по темпам прироста уступает лишь раку простаты. Причины возникновения рака почки, как и большинства других онкологических заболеваний, точно не установлены. Однако выявлено несколько групп факторов риска, способствующих этому заболеванию: курение, пол, возраст, артериальная гипертензия, ожирение, профессиональные вредности и т.д.

В 35-70% (!) случаев опухоль почки бессимптомна, и является случайной находкой при УЗИ. Симптомы рака почки многочисленны и разнообразны, однако существует, так называемая, классическая триада симптомов – гематурия (примесь крови в моче), боль и пальпируемое образование в подреберье, наблюдаемая лишь в 8% случаев.

Наиболее эффективными методами лечения на сегодняшний день является нефрэктомия или резекция почки. Объем операции определяется стадий онкологического процесса.

Опухоль лоханки почки и мочеточника

Опухоль лоханки почки и мочеточника встречаются относительно редко, составляя 10 % всех новообразований почки. Средний возраст больных – 65 лет. Соотношение заболевших мужчин и женщин 3:1. Отмечается ежегодный прирост заболеваемости на 4 %, связанный с появлением высокотехнологичных методов диагностики. Известно, что среди заболевших папиллярной опухолью 70% мужчин и 40% женщин - курильщики. Помимо табакокурения риск возникновения этой патологии повышают злоупотребление кофеином, постоянный прием анальгетиков, контакт с продуктами нефтепереработки, пластмассами и др. Опухолям этой локализации свойственна высокая частота рецидивов. Основной симптом, встречающийся в 75% случаев, гематурия, помимо этого возможны боли в пояснице. Стандартным методом лечения опухолей верхних мочевых путей является нефруретерэктомия (удаление почки с мочеточником) с резекцией мочевого пузыря.

Рак предстательной железы

Рак предстательной железы является приоритетным направлением в урологии, и это связано с тем, что смертность от этой патологии занимает второе место в структуре онкологических заболеваний среди лиц мужского населения. Заболеваемость в Росси составляет 16-18 человек на 100000 населения. Ежегодно в мире раком простаты заболевает более полумиллиона человек. Этиология рака предстательной железы неизвестна, однако, доказаны многочисленные факторы риска, например, пожилой возраст, наличие родственников больных раком простаты, генетическая предрасположенность и т.д.

На начальных стадиях симптоматика обычно скудная. Это приводит к тому, что в 50% случаев пациенты приходят уже с запущенным заболеванием и нередко с метастазами. Выбор метода лечения зависит от стадии процесса. При локализованном процессе проводятся радикальная простатэктомия, дистанционная лучевая терапия, брахитерапия, высокоинтенсивная фокусированная ультразвуковая аблация предстательной железы (HIFU), при распространенных процессах используются консервативные методы (дистанционная лучевая терапия, гормонотерапия).

Опухоли мочевого пузыря

Опухоли мочевого пузыря распространены достаточно широко и составляют 6,6 % от всех онкологических заболеваний. В среднем заболеваемость составляет 9 на 100000 населения. К сожалению, имеется тенденция к увеличению заболеваемости. Данной патологии подвержены как мужчины, так и женщины, однако, мужчины болеют в 3 раза чаще. Средний возраст больных составляет 70 лет.

К основным факторам риска относят курение и длительный контакт с различными химикатами на лакокрасочных, нефтяных, типографических и других производствах. Достоверно известно, что рак мочевого пузыря в 3 раза чаще возникает у курящих, чем у некурящих. С профессиональными факторами связано 20 % случаев возникновения новообразований мочевого пузыря. Чаще всего встречается переходно-клеточный рак мочевого пузыря, который имеет тенденцию к рецидивированию, часто через много лет после удаления. Основной симптом, встречающийся в 85-90% случаев, гематурия (примесь крови в моче), помимо этого возможны боли и расстройства мочеиспускания.

Основным способом лечения является хирургический, объем которого зависит от стадии. На ранних стадиях проводится трансуретральная резекция мочевого пузыря с опухолью, на более поздних стадиях проводят открытую резекцию или же удаление мочевого пузыря (цистэктомия). Применяется также консервативная терапия: лучевая терапия, химиотерапия, иммунотерапия вакциной БЦЖ.

Опухоли яичка

Опухоли яичка составляют 1,5 % среди всех злокачественных новообразований у мужчин, что позволяет считать их редко встречающимися. Однако, наиболее часто встречаются в возрасте 20 – 40 лет, при этом выступают основной причиной смерти среди злокачественных новообразований в этом возрасте. Основным фактором риска является крипторхизм (неопущение яичка). Риск заболевания раком яичка при его неопущение в мошонку увеличивается в 5 раз по сравнению с мужчинами, не имевшими такой патологии. Помимо этого, к факторам риска относят: болезнь Кляйнфельтера, рак яичка у близких родственников, бесплодие, контакт с оловом.

Чаще всего пациент приходит к врачу с жалобой на случайно обнаруженное безболезненное образование на яичке, которое может сопровождаться чувством тяжести или болью. Лишь в 10 % случаев первым симптомом служит острая боль. При подозрении на рак яичка проводится обследование на онкомаркеры: альфа-фетопротеин (альфа-ФП), хорионический гонадотропин человека (ХГЧ) и лактатдегидрогеназа (ЛДГ). УЗИ мошонки позволяет подтвердить диагноз. В качестве лечения проводят – орхифуникулэктомию (удаление яичка с семенным канатиком), в последующем проводят либо химио -, либо лучевую терапию. Прогноз при своевременно начатом лечении благоприятный, 5 – летняя выживаемость составляет 85 – 90%.

Рак полового члена

Рак полового члена довольно редкое заболевание, в структуре всех злокачественных новообразований составляет менее 1%. Показатель заболеваемости в развитых странах не превышает 1-2 случаев на 100 000 мужчин. Рак полового члена практически не встречается в странах, где всем новорожденным проводится обрезание. При этом следует отметить, что обрезание, проведенное взрослому мужчине, не снижает риска заболевания. Причины заболевания не известны, однако, некоторые факторы риска достоверно известны: наличие крайней плоти, фимоз, хронические воспалительные заболевания, курение, вирус папилломы человека (ВПЧ), а также применение PUVA- фотохемотерапии у больных с различными дерматологическими заболеваниями, например, псориаз.

Основной симптом – наличие очага поражения на половом члене. Наличие других симптомов, таких как увеличение лимфоузлов, слабость, похудание, зависит от стадии заболевания. «Золотым стандартом» оперативного лечения рака полового члена служат резекция полового члена или тотальная пенэктомия, при увеличенных лимфатических узлах в обязательном порядке проводится их удаление (операция Дюкена). При начальных стадиях современные возможности онкоурологии позволяют проводить органосохраняющее лечение: криодеструкция, электрорезекция, лазерная терапия, однако при таком лечении высок риск рецидива. Помимо хирургического лечения проводится лучевая и химиотерапия, либо их комбинация.