Перкутанная (чрескожная) уретеролитотрипсия

Пациент П., 42 года.

Диагноз: мочекаменная болезнь, камень верхней трети правого мочеточника. Хронический пиелонефрит.

Клинические проявления заболевания: периодически возникающая тупая боль в поясничной области справа.

Краткие данные анамнеза: в январе 2012 года впервые в жизни отметил почечную колику справа. Боль купирована приемом спазмоанальгетиков. В последующем стал отмечать периодически возникающую тупую боль в поясничной области справа. При обследовании в поликлинике по месту жительства выявлен камень верхней трети правого мочеточника. Госпитализирован для обследования и лечения.

Анализы крови без отклонений от нормы, в общем анализе мочи обращает на себя внимание увеличение количества лейкоцитов до 60-90 в п/зр, эритроцитов до 20-30 в п/зр.

При УЗИ левая почка без патологических изменений.
Отмечается расширение чашечно-лоханочной системы справа: чашечки 20 мм, лоханка до 30 мм, верхняя треть мочеточника до 10 мм. На границе верхнего и нижнего сегментов правого мочеточника визуализируется гиперэхогенное включение с акустической тенью размером до 15 мм.

На обзорном снимке в проекции мочевых путей теней, подозрительных на конкремент нет (камень рентгеннегативный).

На серии экскреторных урограмм определяется расширение ЧЛС и верхней трети мочеточника справа, на границе верхней и средней трети мочеточника определяется дефект контрастирования размерами 15х12 мм.

Экскреторная урограмма. Справа ЧЛС расширена, слева в норме.

Дефект контрастирования в проекции верхней трети мочеточника, обусловленный камнем.

С целью избавления пациента от камня, восстановления пассажа мочи из верхних мочевых путей и предупреждения развития острого обструктивного пиелонефрита показано оперативное лечение. Учитывая локализацию конкремента, длительное «стояние» его в верхней трети мочеточника и связанное с этим вероятное наличие изменений слизистой мочеточника в этой зоне выполнена перкутанная (чрескожная) уретеролитотрипсия справа. Удалены все фрагменты конкремента.

Во время чрескожной уретеролитотрипсии

Послеоперационный период протекал без осложнений. Нефростомический дренаж удален на 3-сутки. Пациент выписан из отделения на 4-е сутки под наблюдение урологом по месту жительства.

Хирург — к.м.н. Пшихачев Ахмед Мухамедович.