Суперселективная эмболизация

Малоинвазивный способ остановки кровотечения после резекции почки

Ю.Г. Аляев, С.А. Кондрашин, Н.А. Григорьев, Г.А. Мартиросян, Н.И. Сорокин
НИИ Уронефрологии и репродуктивного здоровья человека Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (директор член-корр. РАМН, д.м.н., проф. Ю.Г. Аляев)

В результате повреждения паренхиматозных сосудов (артериальных или венозных) в ходе резекции почки, могут образовываться артерио-венозные фистулы [2,4,6]. Проявлением посттравматических соустий почек является гематурия длительного, а зачастую профузного характера. В тех клинических ситуациях, когда консервативная терапия профузной гематурии неэффективна, хирургическое лечение включает повторную резекцию почки или даже нефрэктомию [1,5]. Существующие методики эндоваскулярного гемостаза позволяют путем суперселективной окклюзии произвести редукцию патологического кровотока и избавить больного от гематурии с максимальным органосохраняющим эффектом [2,3,4,5,6].

Одному пациенту, у которого кровотечение возникло на 10-е сутки после резекции почки, удалось успешно выполнить суперселективную эмболизацию нижнесегментарной артериовенозной фистулы и таким образом избежать открытого оперативного вмешательства. Данное наблюдение заслуживает подробного представления:

Больной Г., 39 лет, при поступлении жалобы отсутствуют. В анализах крови и мочи без патологических изменений.

При МСКТ: левая почка без патологических изменений. В передне - нижне - латеральных отделах правой почки определяется мягкотканное образование неправильно - округлой формы, размером до 2,5см, с четкими, ровными очертаниями, гомогенного строения, неравномерно накапливающее контрастный препарат (рис.1а,б).

Рис.1 Мультиспиральная компьютерная томография<br />а) МПР, паренхиматозная фаза. Стрелкой указана опухоль правой почки.

Рис.1 Мультиспиральная компьютерная томография
а) МПР, паренхиматозная фаза. Стрелкой указана опухоль правой почки.

Рис.1 Мультиспиральная компьютерная томография <br />б)  аксиальный срез, паренхиматозная фаза. Стрелкой указана опухоль правой почки.

Рис.1 Мультиспиральная компьютерная томография
б) аксиальный срез, паренхиматозная фаза. Стрелкой указана опухоль правой почки.

07.04.2008г. выполнена резекция правой почки, паракавальная лимфаденэктомия. 10.04.2007г. удалены страховые дренажи. 12.04.08 и 14.04.08 - эпизоды тотальной безболевой макрогематурии с червеобразными сгустками, сопровождающиеся приступами почечной колики. Проводилась спазмолитическая, гемостатическая и гемотрансфузионная терапия с эффектом. Однако 17.04.08 вновь возникла тотальная макрогематурия, приведшая к тампонаде чашечно-лоханочной системы и мочевого пузыря. При УЗИ левая почка без особенностей, справа чашечно-лоханочная система расширена – лоханка до 1,5 см, чашечки по 0,5 см. Мочевой пузырь с четкими, ровными контурами, объемом около 200 мл, заполнен сгустками. Мочевой пузырь дренирован трехходовым уретральным катетером, налажена промывная система.

Учитывая продолжающееся кровотечение и неэффективность проводимой гемостатической терапии, больному в экстренном порядке выполнена селективная почечная артериография справа. В ходе пособия выявлено выраженное артерио-венозное соустье в нижнем полюсе почки (рис.2,3). Произведена суперселективная эмболизация артерии путем имплантации спирали IMWCE-38-8-5 (рис.4). При контрольной артериографии – контрастирования артерии нет (рис.5). Кровотечение остановлено.

Рис.2 Селективная почечная аретриография справа.<br />Катетер Cobra 5Ф в правой почечной артерии. Определяется аретриовенозное соустье в бассейне нижнесегментарной артерии (стрелка).

Рис.2 Селективная почечная аретриография справа.

Рис.3 Селективная почечная аретриография справа.<br />Микрокатетер по проводнику заведен в питающую артериовенозное соустье нижнесегментарную артерию.

Рис.3 Селективная почечная аретриография справа.

Рис.4 Селективная почечная артериография слева.<br />В нижнесегментарную артерию имплантированы спирали IMWCE-38-8-5.

Рис.4 Селективная почечная артериография слева.
В нижнесегментарную артерию имплантированы спирали IMWCE-38-8-5.

Рис.5 Селективная почечная артериография справа.<br /> Контрастирование нижнесегментарной артерии отсутствует (стрелка).

Рис.5 Селективная почечная артериография справа.
Контрастирование нижнесегментарной артерии отсутствует (стрелка).

По данным мультиспиральной компьютерной томографии через 6 месяцев после эмболизации в нижнем сегменте левой почки, в зоне кровоснабжения эмболизированной нижнесегментарной артерии визуализируется участок паренхимы, не накапливающий контрастный препарат.

Рис.6 Мультиспиральная компьютерная томография.<br />МПР, паренхиматозная фаза. Стрелкой указан участок ишемии почечной паренхимы в зоне эмболизации.

Рис.6 Мультиспиральная компьютерная томография.

Рис.7 Мультиспиральная компьютерная томография.<br />МПР, сосудистая фаза. В месте отхождения ветви правой нижнесегментарной почечной артерии визуализируются металлические спирали (стрелка).

Рис.7 Мультиспиральная компьютерная томография.

Таким образом, суперселективная эмболизация при почечных кровотечениях, связанных с формированием артерио-венозных фистул в ходе резекции почки, может являться методом гемостаза, особенно в ургентных клинических ситуациях, когда лечебный этап манипуляции следует за диагностическим. Характерной особенностью метода является максимальный органосохраняющий эффект.