8 (495) 669-28-55

Операции по поводу водянки яичка

Гидроцеле (или водянка оболочек яичка) — это скопление жидкости (чаще серозной) в полостях оболочек одного или обоих яичек.

Гидроцеле (водянка оболочек яичка)

Признаки водянки яичка

Признаки водянки яичка: увеличение одного или сразу двух яичек в объеме (при этом само яичко прощупать, чаще всего, невозможно), кожа мошонки разглаживается, возникает тупая, ноющая боль в области мошонки, может повышаться температура тела, при большом скоплении жидкости затруднена двигательная активность и ношение нижнего белья. В случае выявления у пациента одностороннего или двустороннего гидроцеле, единственным способом избавления пациента от водянки является оперативное пособие.

Диагностика гидроцеле

Гидроцеле чаще встречается с одной стороны и представляет собой плотное на ощупь, эластичное или напряженное, безболезненное образование, прозрачное при просвечивании мошонки ярким источником света (диафаноскопии). В норме, между оболочками яичка содержится небольшое количество жидкости. Гидроцеле возникает вследствие нарушения баланса между образованием и обратным всасыванием жидкости, сохранения связи оболочек яичка с брюшной полостью, нарушением оттока лимфы от яичка (например, после операций по поводу варикоцеле).

Разновидности гидроцеле

На рисунке выше показан жидкостной мешок яичка в норме, при не связанном с брюшной полостью гидроцеле, при связанном с брюшной полостью гидроцеле. Отдельно показано гидроцеле семенного канатика (фуникулоцеле) — осумкованное скопление жидкости в его оболочках.

Водянка яичка может быть безвредным состояниям, однако при ее больших размерах (со временем большинство возникающих гидроцеле склонны увеличиваться) создается эстетический дискомфорт для пациента, неудобства при ходьбе, занятий сексом, а также может возникать сдавление яичка с нарушением кровообращения в нем и ухудшением его спермообразующей функции.

Диагноз водянки яичка обычно предполагается врачом по результатам беседы с пациентом, осмотра и ощупывания мошонки, и окончательно подтверждается при ультразвуковом исследовании мошонки. Выявленное гидроцеле крупных размеров, а также гидроцеле, доставляющее значительный дискомфорт и гидроцеле после операций по поводу варикоцеле являются показаниями к хирургическому лечению.

Операции по поводу гидроцеле

В зависимости от вида, размера и давности гидроцеле используются различные методики операции. У детей, у которых чаще наблюдается связанное с брюшной полостью гидроцеле, операция производится со стороны паха и включает выделение и перевязку канала, соединяющего оболочки яичка с брюшной полостью. У взрослых, напротив, водянка в подавляющем большинстве случаев не имеет связи с брюшной полостью. Под местным (при маленьких размерах гидроцеле) или спинномозговым (при больших размерах) обезболиванием хирург производит вскрытие мошонки и ее внутренний осмотр. Водяночный мешок, содержащий яичко внутри, широко вскрывается, жидкость отсасывается специальным прибором. Затем оболочки яичка ушиваются.

При водянке оболочек яичка чаще всего выполняют один из трёх видов оперативных пособий:

Операция Винкельмана, в ходе которой один из листков собственной оболочки яичка рассекают по передней поверхности, затем его выворачивают и ушивают позади яичка, тем самым устраняя замкнутость водяночного мешка.

Операция Бергмана отличается от предыдущей операции тем, что после рассечения собственной оболочки яичка, ее иссекают, а затем ушивают позади яичка. (образующие жидкость оболочки большей частью удаляются).

Операция Лорда заключается в рассечении оболочек яичка и эвакуация жидкости, затем выполняется гофрирование влагалищной оболочки вокруг яичка. Особенностью этого оперативного пособия служит то, что яичко не освобождается от окружающей ткани и не вывихивается в рану, тем самым снижается риск травмирования прилежащих тканей и сосудов.

Вышеперечисленные оперативные пособия позволяют предотвратить повторное накопление жидкости, тем самым избавить пациента от повторного гидроцеле. Между перечисленными операциями нет принципиальной разницы, а выбор оперативного пособия обуславливается объемом водянки яичка и зачастую определяется хирургом непосредственно во время операции.

Например, операции Винкельмана и Лорда нецелесообразно делать при водянках больших размеров, когда имеется избыточное растяжение оболочек яичка и при длительно текущих гидроцеле, когда оболочки становятся плотными и их гофрирование невозможно.

После операций на мошонке (для создания благоприятных условий для заживления послеоперационного шва, предотвращения развития гематом, спадения отека тканей и скорейшего восстановления нормального кровообращения в яичке) показано ношение суспензория — приспособления, поддерживающего мошонку.

В нашей клинике регулярно проводятся операции по поводу водянки яичка. Записаться на консультацию к нам можно по телефону указанному на сайте.

Причины водянки яичек у мужчин

Причины водянки яичек у мужчин подразделяются на врожденные и приобретенные.

Врожденной причиной возникновения гидроцеле является то, что яичко во внутриутробном периоде, спускаясь в мошонку по паховому каналу, перемещает за собой и часть брюшины (влагалищный отросток брюшины). Затем просвет влагалищного отростка брюшины зарастает. В случае незарастания просвета, из брюшной полости в полость мошонки начинает попадать жидкость. Влагалищный отросток может сообщаться с брюшиной или быть слепым. В случае сообщения влагалищного отростка с брюшиной, жидкость может циркулировать из полости мошонки в брюшную полость. В случае выявления гидроцеле у новорожденного, оперативное лечение не проводится, в надежде на заращении отростка брюшины и рассасывания жидкости из полости мошонки.

Приобретенная водянка яичка возникает при воспалительных заболеваниях органов мошонки, травмах мошонки и промежности, нарушении лимфатического оттока от мошонки.

Водянка яичка после операции варикоцеле

Водянка яичка после операции по поводу варикоцеле относится к одной из наиболее распространенных форм приобретенного гидроцеле. Встречается по разным источникам в 1-10% всех случаев гидроцеле. Основной причиной возникновения послеоперационного гидроцеле многие считают пересечение лимфатических сосудов, сопровождающих яичковые вены или возникающий вследствие нарушения венозного оттока крови от яичка, хронический венозный застой в придатке яичка, который приводит к застойному венозному эпидидимиту.