+7 (495) 669-28-55

Контактная уретеролитотрипсия

Операции при опухоли мочевого пузыря
Операции при кистах почек
Операции при гидроцеле
Операции при варикоцеле
Операции при стрессовом недержании мочи
Пшихачев Ахмед Мухамедович
Врач-уролог, онколог, кандидат медицинских наук.

До недавних пор основным методом лечения камней почек и мочеточников были открытые операции (на данный момент их процент ничтожно мал, а в нашей клинике и вовсе не превышает 1%). Постоянные попытки создания менее травматических операций через маленькие доступы или естественные отверстия (мочеиспускательный канал) привели к изобретению специальных эндоскопических инструментов, которые, значительно усовершенствовавшись, успешно используются в урологии.

Контактная уретеролитотрипсия

Что такое контактная уретеролитотрипсия?

Контактная уретеролитотрипсия (или сокращенно КУЛТ) — методика удаления камней мочеточника эндоскопическим путем, т.е. удаление камня происходит без разрезов, с помощью специального пробора – уретероскопа, введенного через уретру (мочеиспускательный канал).

Смотрите соответствующий клинический пример из практики нашего отделения: Пациент П. 28 лет. Контактная уретеролитотрипсия справа.

Кому показано проведение КУЛТ?

Удаление камней с помощью контактной уретеролитотрипсии показано, если у пациента:

• камни высокой плотности и больших размеров (больше 5 мм);
  • «вколоченные» (т.е. длительно стоящие «на месте») камни мочеточника;
  • ликвидация «каменной дорожки» после дистанционной литотрипсии;
  • множественные камни дистального отдела мочеточника;
  • рентгеннегативные камни;
  • наличие одновременно камня мочевого пузыря и камня мочеточника и др.

Какие противопоказания имеются к КУЛТ?

Данная процедура абсолютно противопоказана при острых воспалительных заболеваниях верхних и нижних мочевых путей, а также органов мошонки и предстательной железы. При наличии аномалий мочевыводящих путей вопрос о проведении манипуляции рассматривается в индивидуальном порядке после проведения полного обследования.

Как подготовиться к операции?

Перед операцией каждый пациент проходит обследование, направленное на определение противопоказаний к операции. Обязательным является консультация терапевтом и анестезиологом. Выясняется список лекарств, которые применяет больной, так как некоторые средства могут вызвать осложнения во время операции. Пациент должен сообщить о всех имеющихся у него заболеваниях.

Перед операцией проводят тщательную подготовку кишечника, назначают антимикробные препараты широкого спектра действия для предотвращения инфекционных осложнений в послеоперационном периоде.

Как проводится КУЛТ?

Контактная уретеролитотрипсия — удаление камней из мочеточника

Чаще всего операцию проводят под эпидуральной анестезией, что делает ее абсолютно безболезненной. При этом по желанию пациента он может находиться в сознании.

Извлечение камня при контактной уретеролитотрипсии

Пациента укладывают на спину с разведенными ногами. Начинается операция с уретроскопии и цистоскопии (осмотра мочеиспускательного канала и мочевого пузыря), с последующей уретероскопией (исследование мочеточника). После того как камень мочеточника обнаруживается, начинается его разрушение с использованием различных видов энергии (лазерный, пневматический, ультразвуковой и электрогидравлический литотриптеры). Для того чтобы фрагменты камня не мигрировали, используются специальные «корзинки», с помощью которых камни удаляются из мочеточника. В некоторых случаях для удаления камня мочеточника используются специальные тонкие щипцы. В конце операции, при необходимости, выполняют стентирование мочеточника на стороне операции (трубочка, соединяющая лоханку почки с мочевым пузырем), который, удаляется через 1-2 недели после операции под местной анестезией.

Какие осложнения могут возникнуть во время и после контактной уретеролитотрипсии?

Осложнения при проведении данной манипуляции могут встречаться на любом этапе, однако их количество в настоящее время не превышает 5%. К осложнениям, которые могут возникнуть во время операции, относят:

• миграция фрагментов камней в чашечно-лоханочную систему в ходе операции. В качестве профилактики миграции используются различного вида устройства (корзинки);
  • перфорация мочеточника – по сути это «продырявливание» мочеточника уретероскопом. (для того чтобы избежать этого осложнения, врач обязательно проводит в мочеточник страховую струну по которой затем и вводит уретероскоп);
  • отрыв мочеточника – крайне редкое осложнение, возникающее при агрессивном проведение уретероскопа по мочеточнику, особенно, если имеются сужения (стриктуры) или «вколоченные» камни.

Также возможно развитие осложнений и в послеоперационном периоде:

• атака острого пиелонефрита;
  • стриктура (сужение) мочеточника.

Чего ждать после контактной уретеролитотрипсии?

В среднем контактная уретеролитотрипсия длится от 30 минут до 2 часов. Её продолжительность зависит от размеров, плотности, количества удаляемых камней, состояния мочеточника. После операции Вас переведут в отделение реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ), либо в палату (в зависимости от Вашего состояния).

В среднем после проведенной операции госпитализация длится около 2-3 дней. Возможно и более короткое пребывание в стационаре, все зависит от состояния пациента и эффективности проведенной операции.

Уретральный катетер удаляется на следующий день после операции.

Что делать в послеоперационном периоде?

Пить и есть можно вечером того же дня, ходить – желательно на следующий день после операции.

После операции, как и до нее, вводится антибактериальный препарат широкого спектра действия.

В ближайшем послеоперационном периоде вам будет рекомендовано:

• не поднимать предметы весом более 5 кг;
  • не подвергаться тяжелой физической нагрузке.

Следует обратиться к врачу, если у вас:

• появились резкие боли в уретре;
  • повысилась температура тела;
  • появилась кровь в моче.

После операции ваш доктор назначит вам даты консультаций для проведения осмотров, сдачи анализов крови и мочи, проведения ультразвукового исследования для оценки эффективности лечения.

Записаться на консультацию по поводу камня мочеточника и выполнения контактной лазерной уретеролитотрипсии в нашем отделении можно по телефону, указанному на сайте.

8 (495) 669-28-55

1) Скопировать адрес vopros-otvet@1urolog.ru.