8 (495) 669-28-55

Рак предстательной железы

Простата или предстательная железа — небольшой орган мужской половой системы, находящийся сразу под мочевым пузырем, и как браслет, охватывающий начальные отделы мочеиспускательного канала.

Рис.1 Простата или предстательная железа. Рис.2 Простата или предстательная железа.

Рис.1-2 Простата или предстательная железа.

Предстательная железа заслуженно именуется «вторым сердцем мужчины», поскольку имеет множество важных функций:

• простата продуцирует секрет, входящий в состав семенной жидкости, тем самым разжижая ее;
  • выделяет ряд активных веществ, способствующих достижению сперматозоидами яйцеклетки, что также необходимо для успешного зачатия;
  • продуцирует множество гормональных веществ, необходимых мужскому организму;
  • за счет имеющихся в ней мышечных структур способствует удержанию мочи и участвует в акте семяизвержения.

Рак простаты — это злокачественная опухоль, развивающаяся, преимущественно из железистой ткани простаты в ее периферических отделах (90%). Раку предстательной железы характерны те же свойства, что и любому другому раку: неуклонное прогрессирование и способность к распространению по всему организму (метастазированию), что значительно затрудняет лечение и ухудшает прогноз таких пациентов.

Эпидемиология

Рак предстательной железы является одной из самых главных проблем в урологии, и это связано с тем, что смертность от этой патологии занимает второе место (!) в структуре онкологических заболеваний среди лиц мужского населения, уступая свои позиции лишь раку легких. Заболеваемость в России составляет 16-18 человек на 100 тыс. населения. Ежегодно в мире раком простаты заболевает более полумиллиона человек. Все это в совокупности делает эту проблему исключительно важной для врачей-урологов всего мира.

Этиология

На сегодняшний день существует множество теорий возникновения рака предстательной железы. Большинство из них объединяет то, что в их основе лежат нарушения гормонального фона, имеющих место у пациентов с данной патологией. Основную роль в этом играет главный из мужских половых гормонов (андрогенов) – дигидротестостерон, концентрация которого увеличивается с возрастом у мужчин. Концентрация дигидротестостерона возрастает за счет увеличения активности специфического фермента (5 – альфа – редуктаза), который превращает всем известный гормон тестостерон в дигидротестостерон, активируя специфические факторы роста в клетках простаты. Он и запускает патологические процессы, приводящие к раку.

В свою очередь выделяют факторы риска, способствующие развитию рака простаты:

• отягощенная наследственность, т.е. риск возникновения рака простаты повышается, если у родственников было выявлено данное заболевание, причем, чем ближе родство, тем выше риск;
  • пожилой возраст, рак простаты чаще обнаруживают у лиц старше 50 лет, пик заболеваемости приходится на 71 год;
  • врожденная предрасположенность связанна с дефектами генов, которые могут вызывать онкологические заболевания;
  • курение, так как сигаретный дым, является источником кадмия, который отрицательно влияет не только на весь организм в целом, но и простату в частности;
  • несбалансированное питание, употребление большого количества животных жиров, малого количества клетчатки. Этот факт подтверждается тем, что европейцы и американцы болеют раком гораздо чаще, чем люди, проживающие в азиатских странах;
  • ожирение;
  • профессиональные вредности на производствах, где имеется контакт с кадмием (сварочные и типографские работы, производство резины);
  • плохая экология;
  • имеющуюся прогрессирующую аденому простаты. В данном случае используемый многими термин «рак аденомы простаты» не является совсем правильным, поскольку рак простаты и аденома простаты – это два разных заболевания. Аденома предстательной железы является фактором риска развития рака простаты, однако, это не означает, что аденома простаты обязательно «перерастет» в рак предстательной железы.

Симптоматика

К сожалению, на ранних стадиях признаки рака простаты практически всегда отсутствуют. Это связано с тем, что рак, как было указано выше, развивается из периферической зоны простаты в 90 % случаев, которая расположена достаточно далеко от мочеиспускательного канала, и должно пройти достаточное количество времени для появления первых признаков рака простаты, связанной с обструкцией (закупоркой) уретры. Это приводит к тому, что около 50% заболевших обращаются к врачу с уже запущенным заболеванием в Т3 или Т4 стадии и метастазами.

На более поздних стадиях возможны жалобы, которые можно разделить на 2 группы: 1 – связанные непосредственно с раком простаты и 2 – симптомы, связанные с распространением опухоли.

К 1 группе относятся жалобы, вызванные обструкцией мочеиспускательного канала:

• учащенное мочеиспускание,
  • затрудненное мочеиспускание,
  • вялая струя мочи,
  • хроническая задержка мочеиспускания (реже острая).

Ко 2ой группе симптомов, вызванных распространением опухоли относят:

• кровь в моче (гематурия), связана с прорастанием опухоли в ткани мочевого пузыря и чаще встречается на IV стадии,
  • боли возникают, вследствие, распространения (метастазирования) опухоли в отдаленные органы; чаще всего рак простаты метастазирует в кости, тем самым будет проявляться болями в костях,
  • запоры, кровотечение из прямой кишки, боль при дефекации возникает при прорастании опухоли в прямую кишку,
  • кровь в сперме (гематоспермия), уменьшение объема эякулята возможно при прорастании опухоли в семявыносящие протоки, которые непосредственно прилегают к простате.

Для рака простаты, как и для рака любой другой локализации характерна общая симптоматика:

• слабость,
  • снижение работоспособности,
  • похудание.

Диагностика

• первичный осмотр врачом – урологом, на котором в обязательном порядке будет произведено пальцевое ректальное исследование (ПРИ), т.е. выполнено ощупывание простаты пальцем через прямую кишку. Если во время ПРИ не было выявлено изменений со стороны простаты, это, к сожалению, не позволяет исключить наличие рака, так как опухоль прощупывается, лишь на поздних стадиях, так называемые участки «деревянистой плотности»;
  • анализ крови на ПСА (простатоспецифический антиген). ПСА при раке простаты – специфическое вещество, вырабатываемое исключительно простатой, вклад других органов в выработку настолько мал, что можно назвать ПСА веществом специфичным для простаты. Таким образом, анализ крови на ПСА при раке простаты является одним из важнейших диагностических методов. Верхней границей нормы ПСА является величина равная 4,0 нг/мл, однако в наше время имеется тенденция к снижению нормы ПСА до 2,0 нг/мл, так как в 26 % случаев рак простаты был выявлен у больных при нормальных значениях ПСА. Необходимо также отметить, что в некоторых случаях ПСА при раке простаты остается нормальным, если речь идет о нейроэндокринном раке простаты.
  • трансректальное ультразвуковое исследование предстательной железы (ТРУЗИ) позволяет заподозрить участки, пораженные опухолевым процессом;
  • компьютерная томография (КТ) / магнитно-резонансная томография (МРТ) необходимые методы не только в диагностике заболевания, но и для более точного стадирования и определения распространенности опухолевого процесса. Позволяют определить степень прорастания в соседние органы и выявить метастазы рака, если такие есть;
  • биопсия простаты – основной и важнейший этап диагностики рака простаты – почти со 100% вероятностью позволяет поставить диагноз. Биопсия простаты проводится через прямую кишку под ультразвуковым контролем специальной тонкой автоматической иглой. Проводится всем пациентам в обязательном порядке, у которых была выявлена повышенная концентрация ПСА в крови (более 4,0 нг/мл) или у пациентов с нормальным уровнем ПСА, но с подозрением на рак простаты по данным пальцевого ректального исследования и ТРУЗИ простаты.

Помимо всех выше перечисленных методов диагностики рака простаты в нашей клинике используется революционный метод - гистосканирование простаты , позволяющий с высокой точностью заподозрить рак простаты уже на начальных стадиях, а с помощью современных 3D- технологий позволяет воссоздать трехмерную модель простаты, с имеющимися в ней опухолевыми тканями, для более точной и прицельной биопсии, что сводит возможность ошибок при проведении биопсии к нулю.

У больных, у которых обнаружен рак предстательной железы, операция является «золотым стандартом» лечения. Речь идет о локализованном раке простаты, когда злокачественная опухоль не выходит за пределы предстательной железы. Приоритетным методом лечения локализованного рака предстательной железы в нашей клинике является лапароскопическая радикальная простатэктомия. При это при отсутствии противопоказаний пациентам, ведущим активную половую жизнь мы стремимся выполнить лапароскопическую радикальную простатэктомию по нервосберегающей методике, что позволяет в большинстве случав сохранить эрекцию после операции. После удаления рака простаты пациенты находятся в клинике около 1 недели. В то же время, в нашей клинике используется минимально инвазивный метод лечение рака простаты – HIFU – терапия (хайфу терапия, ультразвуковая лазерная аблация простаты).

Записаться на консультацию по поводу рака предстательной железы, для выполнения гистосканирования простаты, биопсии простаты, выполнение лапароскопической радикальной простатэктомии можно по телефону, указанному на сайте.