Роботическая пиелопластика

Операции при опухоли мочевого пузыря
Операции при кистах почек
Операции при гидроцеле
Операции при варикоцеле
Операции при стрессовом недержании мочи
Пшихачев Ахмед Мухамедович
Врач-уролог, онколог, кандидат медицинских наук.

Моча, сформированная почкой, поступает в почечную лоханку. Лоханка имеет вид воронки, которая, сужаясь, переходит в следующий отдел мочевыводящих путей — мочеточник. Мочеточник — это длинная тонкая трубочка, стенки которой образованы мышечной тканью. По мочеточнику моча из почечной лоханки поступает в мочевой пузырь.

Обструкция лоханочно-мочеточникового сегмента

Обструкция лоханочно-мочеточникового сегмента — это состояние, при котором возникает закупорка места перехода лоханки в мочеточник (т.е основания «воронки»). Это состояние характеризуется возникновением препятствия на пути оттока мочи из почки в мочеточник. Накопление мочи в лоханке приводит к повышению внутрипочечного давления, вследствие чего может возникнуть приступ боли в области почки; также это состояние может повлечь за собой образование камней. В некоторых случаях обструкция лоханочно-мочеточникового сегмента может и вовсе привести к резкому снижению функции почки. (рис.1)

Компьютерная томограмма почек Компьютерная томограмма почек

Рис. 1. Компьютерная томограмма почек. Обструкция правого лоханочно-мочеточникового сегмента, дилатация (расширение) правой почечной лоханки. Левая почка в пределах нормы, левая почечная лоханка не расширена.

Большинство пациентов, у которых возникает обструкция лоханочно-мочеточникового сегмента, предрасположены к этому состоянию. В остальных случаях обструкция может возникнуть в результате травмы, увеличения массы тела, перегиба мочеточника, наличия рубцовой ткани внутри мочеточника, наличия опухоли (крайне редко). Наиболее частая причина — сдавливание сегмента добавочной артерией кровоснабжающей нижний полюс почки. Постоянное соприкосновение сосуда с мочеточником вследствие их пульсации приводит к образованию рубцовой ткани в лоханочно-мочеточниковом сегменте, которая в свою очередь, сужает просвет сегмента.

Роботическая пиелопластика – современная альтернатива открытой операции.

Традиционный метод лечения обструкции лоханочно-мочеточникового сегмента — это открытое оперативное вмешательство, которое осуществляется через широкий разрез под ребром. Выполняется удаление суженного сегмента, после чего «здоровая» часть мочеточника подшивается к лоханке.

В последние годы в арсенал урологов вошла новая технология выполнения этой операции — роботическая пиелопластика, обладающая целым рядом преимуществ относительно открытого хирургического вмешательства. Результаты роботической операции не уступают результатам открытой, однако в первом случае удается избежать широкого разреза, который впоследствии приводит к возникновению болей и других осложнений в послеоперационном периоде.

Как проводится роботическая пиелопластика

Роботическая пиелопластика — это вершина искусства современной лапароскопии. Техника выполнения не отличается от техники при открытой операции, за исключением того, что роботическая пластика дает возможность избежать широкого разреза на передней брюшной стенке. Вместо него операция выполняется через 4-5 отверстий величиной не более 1 см. (рис. 2)

Расположение портов при роботической пиелопластике

Рис. 2. Расположение портов при роботической пиелопластике.

Через эти отверстия величиной с замочную скважину проводятся порты (троакары) для введения в брюшную полость инструментов робота. Инструменты обладают рядом особенностей. В частности, рабочая часть инструмента может вращаться вокруг своей оси наподобие кисти человека. Это дает возможность хирургу охватить все операционное поле. С помощью робота хирург устраняет причину сдавливания лоханочно-мочеточникового сегмента, а затем воссоздает непрерывность мочевыводящих путей.

В нашей клинике для выполнения таких операций используется робот da Vinci S Surgical Robotic System. (рис. 3)

Робот da Vinci, инструменты которого введены в порты

Рис. 3. Робот da Vinci, инструменты которого введены в порты.

В момент операции хирург находится за консолью (пульт управления роботом) в нескольких шагах от операционного стола. Все движения рук хирурга в точности воспроизводятся инструментами робота в режиме реального времени. (рис. 4)

Роботическая операционная. Выполнение пиелопластики слева

Рис. 4. Роботическая операционная. Выполнение пиелопластики слева.

Хирург управляет 2-3 роботическими инструментами; с их помощью он выполняет рассечение тканей, коагуляцию (прижигание для остановки кровотечения), а также накладывает швы. (рис. 5)

Рабочая часть роботического интрумента

Рис. 5. Рабочая часть роботического инструмента, способная вращаться вокруг своей оси. Это позволяет хирургу выполнять все необходимые движения в полном объеме.

Дополнительным неоспоримым преимуществом роботических операций является то, что хирург видит картину операционного поля через стереоскопические линзы, позволяющие наблюдать за процессом в формате высококачественного 3D-изображения.

В случае возникновения обструкции лоханочно-мочеточникового сегмента в результате его сдавливания добавочной артерией выполняется создание соустья (анастомоза) между мочеточником и лоханкой непосредственно перед сосудом для того, чтобы минимизировать давление сосуда на мочеточник.

У пациентов с обструкцией лоханочно-мочеточникового сегмента возникшей на фоне наличия камня в почке выполняется извлечение камня через разрез в мочеточнике. (рис. 6)

Рис. 6. Извлечение камня почки с помощью гибкого экстрактора во время роботической пиелопластики.

Пластика лоханочно-мочеточникового сегмента заключается в иссечении суженного участка и наложение анастомоза (соустья) между лоханкой и мочеточником, т.е. они сшиваются. Непосредственно перед накладыванием анастомоза в мочеточник вводят катетер-стент, по которому моча из почечной лоханки будет поступать в мочевой пузырь, минуя зону анастомоза. Катетер-стент удаляется через 3 недели после операции. Также на завершающем этапе операции устанавливается дренажная трубка, которая удаляется через 24-48 часов.

Возможные осложнения

К сожалению, лапароскопические операции так же, как и любые оперативные вмешательства, имеют потенциальные риски и могут привести к осложнениям:

• Кровотечение. В среднем кровопотеря при данном типе операций невелика, переливание крови прооперированным пациентам требуется менее чем в 2% случаев;
  • Инфекции. Для предотвращения возникновения инфекционных осложнений перед операцией и после нее вводится антибактериальный препарат широкого спектра действия, что сводит риск возникновения этого осложнения к минимуму;
  • Рецидив обструкции. После проведения роботической пиелопластики рецидив обструкции может возникнуть у 5-10% прооперированных пациентов. Чаще всего это бывает связано с возникшей во время операции необходимостью иссечения (удаления) рубцовой ткани в просвете мочеточника;
  • Хроническая боль. Относительно редко у пациентов после роботической пиелопластики может возникнуть хроническая боль в почке;
  • Утечка мочи. В редких случаях анастомоз может пропускать мочу начиная с 24 часов после операции и в течение нескольких недель. В случае утечки мочи дренажная трубка оставляется до тех пор, пока отделяемое из дренажа не будет содержать мочу. Кроме того, для ускорения заживления пациентам с этим осложнением вводится уретральный катетер в мочевой пузырь через мочеиспускательный канал для полной декомпрессии мочевыводящих путей;
  • Повреждения соседних органов. Крайне редко встречающееся осложнение, избежать его помогает в несколько раз увеличенный обзор операционного поля;
  • Послеоперационные грыжи. Также как и повреждение соседних органов встречаются редко в связи с тем, что отверстия после лапароскопических операций имеют маленький размер;
  • Нефрэктомия (полное удаление почки). Крайне редко массивное кровотечение, а также наличие обширной опухоли почки, ранее не визуализировавшейся во время предоперационного обследования, может быть показанием к нефрэктомии. В этом случае нефрэктомию можно беспрепятственно выполнить с помощью робота, не переводя роботическую операцию в открытую;
  • Конверсия (переход на открытую операцию). Встречается при невозможности выполнить роботическую пластику из-за спаечного процесса в брюшной полости.

Чего ожидать после операции

После операции пациента переводят в отделение реанимации и интенсивной терапии под наблюдение врача анестезиолога-реаниматолога для контроля жизненно важных функций (контролируется артериальное давление, частота сердечных сокращений, дыхательная функция, количество выделяемой мочи), помимо этого оценивают отделяемое по дренажам, температуру, цвет мочи и общее самочувствие больного.

Чаще всего в послеоперационном периоде возникают жалобы на:

• боли в области послеоперационной раны — большинство пациентов ощущают незначительные боли, которые, зачастую, не требуют медикаментозного обезболивания, что отличает их от болей после открытых операций, когда требуется анальгетическая терапия;
  • тошноту — чаще всего является следствием введения различных препаратов, необходимых для анестезии на время операции;
  • наличие уретрального катетера — он необходим для контроля цвета и количества мочи, убирается уже на следующий день после операции;
  • наличие дренажа — дренаж необходим для контроля отделяемого из послеоперационной раны, он убирается спустя 24-48 часов после оперативного вмешательства;
  • утомляемость — полная работоспособность восстанавливается в течение нескольких недель после операции в зависимости от индивидуальных особенностей организма;

В среднем пациент находится в клинике около 3-4 дней после проведенной роботической пластики. Пить и есть разрешается обычно на следующий день после операции, ходить — вечером того же дня. После операции, как и до нее, пациенту вводится антибактериальный препарат широкого спектра действия.

Чего ожидать в послеоперационном периоде

• Послеоперационные боли — допустимо применение анальгезирующих препаратов по требованию, выписанных вашим лечащим врачом;
  • Пациенты могут принимать душ сразу после выписки из стационара, однако следует избегать горячих ванн, нанесения жирных лосьонов на кожу около послеоперационных швов. После принятия душа рекомендуется насухо вытереть зону послеоперационных швов. Это необходимо для предотвращения проникновения инфекции в раны;

В первые 2-3 месяца после операции рекомендуется не поднимать предметы весом более 5 кг и не подвергаться тяжелой физической нагрузке.

После операции ваш доктор назначит вам даты консультаций: для удаления швов, удаления катетера-стента, проведения осмотров, сдачи анализов крови и мочи, проведения ультразвукового исследования и компьютерной томографии по результатам которых будет оцениваться эффективность лечения.