Удаление опухоли в мочевом пузыре у мужчин и женщин

Операции при опухоли мочевого пузыря
Операции при кистах почек
Операции при гидроцеле
Операции при варикоцеле
Операции при стрессовом недержании мочи
Пшихачев Ахмед Мухамедович
Врач-уролог, онколог, кандидат медицинских наук.

Что включает в себя данная операция?

Радикальная цистэктомия заключается в полном удалении мочевого пузыря с отведением мочи от почек в другие органы. У мужчин производится одновременное удаление предстательной железы и семенных пузырьков, у женщин — матки с придатками.

Кому показана данная операция?

В подавляющем большинстве случаев радикальная цистэктомия выполняется по поводу злокачественной опухоли (рака) мочевого пузыря, прорастающей мышечный слой его стенки и при отсутствии отдаленных метастазов. Иногда цистэктомию производят при наличии сморщенного мочевого пузыря, формирующегося в результате длительно текущего воспалительного процесса.

Существует ли альтернатива радикальной цистэктомии?

При поверхностном раке мочевого пузыря, не прорастающем мышечный слой, выполняется ТУР стенки мочевого пузыря с опухолью или лазерное удаление опухоли мочевого пузыря.

При мышечно-инвазивном раке мочевого пузыря цистэктомия является единственным радикальным методом лечения рака. При наличии противопоказаний к выполнению радикальной операции может рассматриваться вопрос об эндоскопическом удалении опухоли (ТУР опухоли мочевого пузыря) в сочетании с лучевой и химиотерапией.

Как проходит подготовка к операции?

Цистэктомия является сложной операцией, при подготовке к которой необходимо всестороннее обследование пациента. Так как отведение мочи во многих случаях осуществляется в формируемые из кишечника резервуары, важно исключить заболевания желудочно-кишечного тракта до операции.

В большинстве случаев пациента госпитализируют в отделение за несколько дней до операции после прохождения предварительного обследования, включающего оценку общего состояния здоровья и проведение основных анализов.

• накануне операции пациента осмотрит анестезиолог и назначит (непосредственно перед операцией) премедикацию (успокоительный препарат),
  • перед операцией производится очищение кишечника (назначение специальных слабительных препаратов),
  • операционное поле (область живота и поясницы) у мужчин при наличии волосяного покрова подвергается бритью с целью предотвращения инфицирования операционной раны,
  • вечером накануне операции и в день операции с утра необходимо воздерживаться от приема пищи и жидкости.

Обязательно необходимо проинформировать лечащего врача о наличии какого-либо из нижеперечисленных факторов:

• искусственные клапаны сердца;
  • стент коронарной артерии;
  • протез сустава;
  • протез кровеносного сосуда;
  • нейрохирургические (ликворные) шунты;
  • любые другие имплантаты;
  • наличие непереносимости лекарственных препаратов;
  • регулярный прием Аспирина, Варфарина, Клопидогреля (Плавикс), а также любых других препаратов по поводу хронических заболеваний;
  • инфицированность штаммом метициллин-резистентного золотистого стафилококка на текущий момент либо в прошлом;
  • операции на брюшной полости в прошлом.

Как проходит операция?

Лапароскопическая радикальная цистэктомия — вид снаружи

Операция проводится под общей анестезией (пациент будет погружен в сон на все время операции). Операция занимает несколько часов. Перед операцией делается инъекция антибактериального препарата.

Через проколы передней брюшной стенки хирурги вводят в брюшную полость специальные инструменты, позволяющие производить манипуляции внутри организма под контролем видеокамеры.

Осуществляется формирование рабочего пространства в клетчатке малого таза. Выделяются и перевязываются сосуды таза кровоснабжающие мочевой пузырь. Мочевой пузырь отсекается от мочеиспускательного канала и мочеточников, сосудов и удаляется (у мужчин — единым блоком с предстательной железой и семенными пузырьками, у женщин — с маткой и придатками).

В полость малого таза устанавливается выходящая наружу резиновая трубка — она нужна, чтобы в случае послеоперационного кровотечения в зоне операции его можно было легко обнаружить, и чтобы кровь не скапливалась внутри организма.

Дальнейший ход операции зависит от выбранного метода отведения мочи. При благоприятных условиях из сегмента тонкой кишки может быть сформирован резервуар, подшиваемый к мочеиспускательному каналу. Это позволяет пациенту мочиться естественным путем после операции (операция Штудера).

Лапароскопическая радикальная цистэктомия — выделение мочевого пузыря Лапароскопическая радикальная цистэктомия — формирование нового мочевого резервуара

Может быть сформирован небольшой мочевой резервуар из сегмента тонкой кишки, открывающийся на переднюю поверхность живота (операция Бриккера). Мочеточники могут быть вшиты в толстую кишку и выведены на кожу (двусторонняя уретерокутанеостомия).

На видео показан клинический пример: Радикальная цистпростатэктомия с интракорпоральным формированием илеокундита по Брикеру. (Лапароскопическое удаление мочевого пузыря и простаты при раке).

Что происходит после операции?

Сразу по окончании операции и возвращении сознания (по выходу из наркоза) пациенту сообщают, как прошла операция. Ему следует:

• сообщить медицинскому персоналу о любом дискомфорте или боли;
  • узнать, что запрещено, и что разрешено делать;
  • задавать все возникающие вопросы персоналу отделения либо хирургам;
  • убедиться, что ему понятно, что было выполнено, и что предстоит делать далее.

В течение нескольких суток после операции пациент находится в отделении реанимации и интенсивной терапии. В условиях этого отделения медицинский персонал будет тщательно контролировать параметры жизнедеятельности его организма. Цистэктомия, особенного при формировании крупного мочевого резервуара, требует длительного (до недели) нахождения в условиях реанимации. Это необходимо для заживления раны кишечника. В течение этих дней пациент получает питательные вещества через сосудистые вливания. В условиях отделения реанимации пациент также получает обезболивающие, противовоспалительные, антибактериальные препараты, поддержку жидкостного и солевого баланса организма в виде внутривенных вливаний.

Ежедневно будут производиться перевязки (обработка и контроль за заживлением) послеоперационной раны, промывание резервуара. Восстановление нормального физического самочувствия при лапароскопической цистэктомии происходит гораздо быстрее, чем после открытой операции. Если на месте мочевого пузыря был сформирован мочевой резервуар, в течение 8-10 суток в его полости будет находиться выходящая наружу трубка (катетер). Первые акты мочеиспускания после удаления катетера могут быть несколько болезненными, также пациент может отмечать недержание мочи, которое в дальнейшем уменьшится (лечащий врач подробно разъяснит, что для этого необходимо делать).

Какие побочные эффекты могут развиться?

Большинство манипуляций имеют риск развития тех или иных побочных явлений. Риск осложнений после лапароскопических операций гораздо меньше, чем после открытых. Несмотря на то, что возможность возникновения этих побочных явлений общепризнана, очень немногие пациенты в действительности сталкиваются с ними после урологических вмешательств.

Часто (1 на 10 случаев) в раннем послеоперационном периоде отмечается:

• кратковременное повышение температуры тела с ознобом;
  • незначительная боль в области разреза (на 1-2 сутки).

Редко (менее 1 на 50) послеоперационный период осложняется:

• кровотечением требующим переливания крови или повторной операции с обнаружением источника кровотечения или его остановкой;
  • в чрезвычайно редких случаях возможно повреждение других органов брюшной полости в ходе вмешательства. Такой риск повышен при наличии предшествующих вмешательств на органах брюшной полости, особенно открытых;

В послеоперационном периоде будет осуществляться контроль за общим состоянием организма путем лабораторных исследований (анализов), а также обследование зоны операции (узи).

В отдаленном послеоперационном периоде побочные эффекты операции связаны с методом отведения мочи. При формировании крупного резервуара из кишечника может отмечаться некоторая степень недержания мочи. При выведении мочеточников или малого резервуара на переднюю брюшную стенку необходимо пожизненное ношение устройств для сбора мочи. У подавляющего большинства пациентов-мужчин развивается эректильная дисфункция. На протяжении первого месяца может иметь место определенное расстройство кишечника.

Что должно происходить после возвращения домой?

К моменту выписки из клиники пациент должен:

• получить рекомендации на время пребывания дома;
  • узнать, когда можно вернуться к повседневной активности: ходить на работу, водить автомобиль, выполнять физические упражнения;
  • попросить телефон для связи, на случай, если что-то будет беспокоить по возвращении домой;
  • уточнить, когда будут готовы результаты микроскопического исследования тканей или органов, удаленных в ходе операции.

При выписке из клиники пациент получает выписной эпикриз. В нем содержится важная информация о пребывании в клинике и операции. Если понадобится обратиться к участковому урологу по любой причине, либо возникнет необходимость госпитализации, обязательно предъявите эту выписку, чтобы врач мог узнать о деталях Вашего лечения. Это особенно важно при посещении врача в первые дни после выписки.

Что меня должно насторожить?

Если Вы ощущаете жар, озноб, резкую или постоянную нарастающую боль в пояснице, какие-либо выделения из области проколов, разреза, выделение мочи с кровью — обязательно обратитесь к своему урологу. В таком случае может быть необходима срочная повторная госпитализация.

На что еще следует обратить внимание?

Большинству пациентов необходим восстановительный период сроком до 1-2 месяцев до того, как они будут способны приступить к работе. В зависимости от характера трудовой деятельности срок может быть изменен. Более подробную информацию о данном виде операции и ее особенностях Вы можете получить у наших врачей.

Записаться на консультацию по поводу опухоли мочевого пузыря и выполнения лапароскопической радикальной цистэктомии можно по телефону, указанному на нашем сайте.