Киста придатка яичка

Киста придатка яичка, также известная как сперматоцеле — это полое, заполненное жидкостью образование, располагающееся в мошонке и связанное с придатком яичка — начальным отделом семявыводящих путей.

Киста придатка яичка — схема

Распространенность заболевания

Бессимптомные, то есть никак не проявляющие себя сперматоцеле обнаруживают почти у трети мужчин при ультразвуковом исследовании (УЗИ) мошонки по поводу других заболеваний.

Причины сперматоцеле

Точные причины образования кист придатка яичка не выяснены. Предполагается, что киста может исходить из-за расширения микроканальцев придатка яичка вследствие препятствия оттоку семени на уровне простаты или семенного канатика, а также развиваться в результате перенесенного воспаления придатка или его травмы. Иногда кисту придатка расценивают как аномалию (порок) развития.

Симптомы

В большинстве случаев кисты придатка яичка никак себя не проявляют и становятся случайной находкой при ощупывании мошонки врачом, самим пациентом или при выполнении ультразвукового исследования мошонки по поводу других заболеваний. При больших размерах (более 1 см.) кисты придатка могут вызывать боль или дискомфорт в мошонке, создавать косметический дефект, а также сдавливать придаток, нарушая прохождение по нему сперматозоидов и приводя к бесплодию.

Чем опасно сперматоцеле?

Сперматоцеле не угрожает жизни, однако может снижать её качество за счет постоянной боли в мошонке или психологического дискомфорта, который мужчина испытывает из-за наличия «инородного» образования в мошонке. Также киста за счёт сдавливания придатка может приводить к его непроходимости для сперматозоидов и бесплодию.

Диагностика

Предварительный диагноз устанавливается при осмотре пациента, когда врач при ощупывании мошонки обнаруживает связанное с придатком яичка эластичное образование, чаще всего безболезненное, прозрачное при просвечивании. Ультразвуковое исследование мошонки подтверждает диагноз. Подозрения на наличие новообразованной ткани в кисте по данным ультразвукового исследования оправдывают хирургическое вмешательство даже в тех случаях, когда пациента ничего не беспокоит.

Лечение кисты придатка яичка

При наличии обычной кисты придатка с жидкостным содержимым лечение показано только при наличии симптомов (боли, дискомфорта, снижения качества спермы).

Вопреки широко распространенному среди пациентов заблуждению, прокол кисты с отсасыванием (аспирацией) жидкости при сперматоцеле крайне нежелателен и не рассматривается как метод лечения. Такая процедура несет в себе риск заноса инфекции в мошонку, повреждения яичка с последующим кровоизлиянием и бесплодием, в то же время накопление жидкости в проколотой кисте практически гарантировано произойдёт повторно.

Методом, позволяющим излечить заболевание, является хирургическое удаление (иссечение) кисты. Операция выполняется под местной анестезией через небольшой разрез на мошонке. Хирург уролог производит доступ к кисте, выделяет ее из окружающих тканей и выводит ее наружу, после чего отсекает кисту от придатка. Производится остановка кровотечения и послойное восстановление целостности тканей мошонки.

Киста придатка яичка

Операция производится в условиях стационара — необходима госпитализация на 1-2 дня, включая день операции. К повседневной жизни можно вернуться через несколько дней, однако в течение месяца после операции необходимы ограничение физических нагрузок и половой покой.

Профилактика

Так как причины развития заболевания неизвестны, специфической профилактики не существует. Тем не менее, всем мужчинам рекомендуется 1 раз в месяц производить самостоятельную пальпацию (ощупывание) мошонки с целью раннего выявления угрожающего жизни заболевания — рака яичка (клинический пример). При обнаружении в мошонке любого образования, независимо от его болезненности необходимо обратиться за консультацией к врачу хирургу урологу.

Записаться на консультацию по поводу пальпируемого образования в мошонке можно по телефону, указанному на нашем сайте.