Контактная уретеролитотрипсия

Пациент Р., 54 года.

Диагноз: мочекаменная болезнь, камень средней трети левого мочеточника. Киста левой почки.

Клинические проявления заболевания: периодически возникающая боль в поясничной области слева.

Краткие данные анамнеза: в начале декабря 2011 года впервые в жизни отметил приступообразную боль в поясничной области слева, купированную приемом спазмоанальгетиков. При обследовании по месту жительства по данным УЗИ и МСКТ выявлен конкремент средней трети левого мочеточника. Температура тела не повышалась. Госпитализирован для обследования и определения дальнейшей тактики лечения.

Анализы крови и мочи без патологических изменений.

При УЗИ правая почка без патологических изменений. В среднем сегменте левой почки визуализируется киста размером до 13 мм. Чашечно-лоханочная система расширена: чашечки до 14 мм, лоханка до 35 мм. Мочевой пузырь и предстательная железа без патологических изменений.

На обзорном рентгенологическом снимке на уровне поперечного отростка слева визуализируется неоднородная тень неправильной формы, подозрительная на конкремент размерами 5х7 мм.

При МСКТ правая почка без патологических изменений. В среднем сегменте левой почки определяется киста размером около 13 мм. ЧЛС расширена: чашечки до 12 мм, лоханка до 35 мм. В проекции среднего сегмента левого мочеточника определяется конкремент размерами 6х4х7 мм плотностью 1100 ед. Н.

Рис.1: Камень средней трети левого мочеточника. Определяется расширение чашечно-лоханочной системы и мочеточника до уровня камня.

С целью избавления пациента от камня средней трети левого мочеточника, восстановления оттока мочи из левой почки и предотвращения развития острого обструктивного пиелонефрита показано оперативное лечение. Учитывая размеры, расположение, плотность конкремента и длительное расположение его в мочеточнике (около 1,5 месяцев), выполнена контактная уретеролитотрипсия слева.

Рис.2: Спинальная анестезия. Анестезиолог – Елена Алексеевна Балацен.

Рис.3: Во время операции.

Рис.4: Во время операции.

Видео 1. Этап операции: конкремент разрушен лазером, один из его фрагментов захвачен корзинкой, выполняется его удаление.

Интраоперационно в месте локализации камня выявлены изменения слизистой мочеточника воспалительного характера, в связи с чем верхние мочевые пути слева дренированы катетером-стентом. Послеоперационный период протекал без осложнений. Проводилась антибактериальная, противовоспалительная терапия. Пациент выписан на 2-е сутки после операции. Через 2 недели катетер-стент удален. При контрольном обследовании камней в почках, дилатации ЧЛС с обеих сторон не обнаружено.

Киста левой почки не требует оперативного лечения. За пациентом проводится динамическое наблюдение.

Хирург — к.м.н. Пшихачев Ахмед Мухамедович.