Коралловидный камень в почке. Лечение методом мини-перкутанной нефролитотрипсии.

Пациент С., 58 лет.

Диагноз: мочекаменная болезнь, коралловидный камень правой почки. Множественные камни правой почки. Пиелолитотомия от 2002 года. Хронический пиелонефрит.

Клинические проявления заболевания: тупая боль в поясничной области справа.

Краткие данные анамнеза: страдает мочекаменной болезнью с 2002 года, когда впервые был обнаружен камень лоханки левой почки размером до 2 см, по поводу чего в г. Севастополе выполнена открытая операция - пиелолитотомия справа. В последующем пациент не наблюдался. В течение последнего года стал отмечать тупую боль в поясничной области справа. При УЗИ обнаружен коралловидный камень правой почки. Госпитализирован в клинику для оперативного лечения.

Анализы крови без отклонений от нормы. В анализах мочи лейкоциты до 15-20 в поле зрения, эритроциты – до 10 в поле зрения. В посеве мочи рост микрофлоры не обнаружен.

При ультразвуковом исследовании в проекции лоханки правой почки визуализируется гиперэхогенное включения максимальным размером до 56 мм с акустической тенью. Также в проекции нижней и средней групп чашечек визуализирутся множественные гиперэхогенные включения размером до 8 мм. Верхняя чашечка расширена до 25 мм.

При МСКТ органов в лоханке и всех группах чашечек определяется коралловидный камень неправильной формы максимальными размерами 60х55 мм плотностью до 1450 ед Н. Также в нижних и средних группах чашечек определяются камни размерами от 5 до 10 мм плотностью до 1150 ед.Н. Верхняя чашечка расширена до 25х22 мм. Мочеточник проходим, признаков стеноза лоханочно-мочеточникового сегмента не обнаружено.

МСКТ почек. Камень правой почки.

МСКТ почек. Расширенная верхняя чашечка правой почки.

МСКТ почек. Коралловидный камень и множественные камни правой почки.

С целью избавления больного от коралловидного камня правой почки, восстановления оттока мочи из верхней чашечки правой почки, создания условий для успешного лечения хронического пиелонефрита и предотвращения гибели почки 17.05.2017 г. пациенту выполнена мини-перкутанная нефролитотрипсия. Удалены все фрагменты конкремента через разрез длиной до 7 мм. Послеоперационный период протекал без осложнений. Уретральный и мочеточниковый катетеры удалены на следующее утро после операции, нефростомический дренаж удален еще через сутки. При контрольном УЗИ и МСКТ резидуальных (остаточных) фрагментов камней в мочевых путях не обнаружено, отток мочки из правой почки не нарушен, паранефральная клетчатка не изменена.

На 3 сутки в удовлетворительном состоянии пациент выписан из клиники. Проводится динамическое наблюдение.

Обсуждение. Данный клинический пример демонстрирует успешное выполнение мини-перкутанной нефролитотрипсии по поводу коралловидного камня почки. При таких крупных камнях преимущественно выполняют обычную чрескожную нефролитотрипсию (так называемый, «макси-перк»). Данная операция по сравнению с мини-перкутанной нефролитотрипсией более травматична для почки и создает больший риск развития послеоперационных осложнений, в частности, кровотечения. В клиниках, где отсутствует соответствующее оборудование и нет опыта выполнения эндоскопических операций может быть предложена открытая операция, которая была и выполнена данному пациенту около 15 лет назад. Технические сложности во время операции были обусловлены очень плотным характером камня, что потребовало более длительного времени дробления камня. Тем не менее, камень почки удален полностью за 1 операцию через разрез длиной до 6-7 мм. Операция и послеоперационный период без осложнений.

Вид больного сразу после завершения операции

Вид больного сразу после завершения операции (разрез кожи длиной до 7 мм и нефростомический дренаж) и послеоперационный рубец после перенесенной в 2002 г. открытой операции по поводу камня той же почки – пиелолитотомии.

Хирург — к.м.н. Пшихачев Ахмед Мухамедович.