Чрескожное удаление коралловидного камня почки

Пациент Ж., 55 лет.

Диагноз: МКБ. Коралловидный камень правой почки. Хронический пиелонефрит.

Клинические проявления заболевания: постоянная тупая боль в поясничной области справа.

Краткие данные анамнеза: считает себя больным с 2005 года, когда впервые возник эпизод почечной колики справа. На фоне приема спазмоанальгетиков отошел конкремент размером до 5 мм. В последующем не лечился и не наблюдался. В 2009 году при обследовании выявлен камень правой почки размером до 2 см, по поводу чего в 2009 году проводилось несколько сеансов дистанционного дробления, в ходе которых достигнута фрагментация конкремента. В послеоперационном периоде наблюдалось длительное отхождение фрагментов, однако полного отхождения фрагментов не было. С января 2014 года пациент отмечает вышеописанные жалобы. Выполнена компьютерная томография органов брюшной полости, по данным которой в правой почке выявлен коралловидный камень размерами 67х26х25 мм плотностью 535 Hu. Госпитализирован в плановом порядке для дообследования и определения дальнейшей тактики лечения.

При поступлении: в анализах крови без отклонений от нормы. В общем анализе мочи отмечается увеличение количества лейкоцитов до 500 в поле зрения, эритроцитов – до 40 в поле зрения.

При УЗИ: в проекции лоханки правой почки с переходом на все группы чашечек определяется гиперэхогенное образование размером до 7 см.

УЗИ. Коралловидный камень правой почки.

На обзорном снимке на уровне верхнего края L1 - нижнего края L2 справа определяется тень, подозрительная на конкремент, размерами 7,0х3,5 см.

Обзорный снимок. Тень, подозрительная на коралловидный камень правой почки.

При мультиспиральной компьютерной томографии определяется коралловидный конкремент правой почки размерами 67х36х25 мм плотностью около 535 Hu.

МСКТ. Коралловидный камень правой почки

МСКТ. Коралловидный камень правой почки.

С целью избавления пациента от камня правой почки, восстановления оттока мочи из правой почки, создания условий для адекватного лечения хронического пиелонефрита и предупреждения гибели почки показано оперативное лечение. Учитывая расположение, размеры и плотность конкремента, выполнена чрескожная нефролитотрипсия справа (через прокол до 1 см в поясничной области, в чашечно-лоханочную систему почки проводится инструмент, конкремент под контролем зрения разрушается и удаляется).

Укладка больного во время ЧНЛТ.

Доступ при ЧНЛТ.

Этапы дробления и удаления конкремента во время ЧНЛТ.

Послеоперационный период протекал без осложнений. При контрольном обследовании в проекции верхних мочевых путей конкрементов не обнаружено. Пациент выписан в удовлетворительном состоянии на 5 сутки после операции.

Хирург — к.м.н. Пшихачев Ахмед Мухамедович.