Удаление нефункционирующей почки

Пациентка Д., 25 лет, поступила в клинику с жалобами на боль в поясничной области слева.

В январе 2010 года при обследовании по поводу беременности в анализе мочи выявлена примесь крови (микрогематурия) и лейкоцитов (лейкоцитурия). Госпитализирована в урологическое отделение городской больницы, где при обследовании выявлены множественные камни левой почки, расширение чашечно-лоханочной системы слева (гидронефроз). Учитывая отсутствие клинической картины (пациентку ничего не беспокоило!), от оперативного лечения до родоразрешения решено воздержаться.

В декабре 2010 года появилась тупая ноющая боль в поясничной области слева.

Выполнено УЗИ почек, при котором определяется увеличение в размерах левой почки, расширение чашечно-лоханочной системы слева, наличие множественных камней левой почки. На обзорном рентгенологическом снимке в проекции левой почки определяются множественные тени, подозрительные на конкремент максимальным размером до 3 см.

Обзорный снимок. В проекции левой почки тени, подозрительные на конкремент, размерами до 3 см.

На серии экскреторных урограмм выделение контрастного препарата левой почкой отсутствует. Справа выделение контрастного препарата своевременное.

Экскреторная урограмма. Выделение контрастного препарата правой почкой своевременное. Слева за время исследование контрастный препарат не выделяется.

Выполнена компьютерная томография почек, при которой паренхима левой почки практически не определяется, во всех группах чашечек и в проекции лоханочно-мочеточникового сегмента определяются камни размерами до 3 см. Правая почка без патологических изменений.

Компьютерная томография. Выраженное расширение ЧЛС слева. Паренхима почки практически не определяется.

В анализах мочи определяются лейкоциты до 100 в поле зрения.

Диагноз

Мочекаменная болезнь, камень лоханочно-мочеточникового сегмента слева, камни левой почки, терминальный гидронефроз слева, хронический пиелонефрит.

Таким образом, на момент обращения у пациентки имелась уже нефункционирующая левая почка, которая вызывала боль в поясничной области слева и служила источником инфекции в организме.

Под общим наркозом больной выполнено удаление нефункционирующей почки (нефрэктомия слева).

Удаленная левая почка в разрезе. Паренхима практически отсутствует. В проекции лоханки определяется камень конусовидной формы, «вклиненный» в лоханочно-мочеточниковый сегмент и вызывающий нарушение оттока мочи из левой почки.

Пациентка выписана из отделения в удовлетворительном состоянии.

Хирург — к.м.н. Пшихачев Ахмед Мухамедович.

Обсуждение

Вышеуказанный клинический пример является доказательством того, что многие урологические заболевания могут протекать в течение длительного времени бессимптомно. Камни почек у данной пациентки обнаружены случайно во время обследования по поводу беременности. Между тем, камень на протяжении многих лет вызывал нарушение оттока мочи из левой почки и хронический пиелонефрит, что в конечном итоге привело к гибели почечной паренхимы и, соответственно, нарушению функций левой почки. К сожалению, в столь молодом возрасте (25 лет) пациентка осталась с единственной левой почкой.

Поэтому, несмотря на отсутствие жалоб важно ежегодно проходить профилактическое обследование. Причем не только у уролога.

Пройти комплексное профилактическое обследование органов мочеполовой системы в течение нескольких часов можно в нашей клинике.