Удаление камней правой почки через мини доступ (мини ЧНЛТ)

Пациент М., 57 лет.

Диагноз: мочекаменная болезнь, камни почек.

Клинические проявления заболевания: периодически возникающая ноющая боль в поясничной области справа.

Краткие данные анамнеза: считает себя больным с 1996 года, когда впервые в жизни возник приступ почечной колики слева. При обследовании по месту жительства выявлен камень левой почки, по поводу чего выполнен сеанс дистанционной литотрипсии слева, в ходе пособия достигнута фрагментация камня левой почки, в послеоперационном периоде наблюдалось длительное отхождение фрагментов. В дальнейшем у больного возникали приступы почечной колики, как справа, так и слева, неоднократно находился на лечении в урологических отделениях разных больниц. В декабре 2013 г. возник очередной приступ почечной колики справа. При обследовании выявлен камень правой почки до 8 мм, по поводу чего с декабря 2013 г по апрель 2014 г. в ТКОБ им. В.Д. Бабенко выполнено 8 сеансов ДЛТ без эффекта. Выполнена мультиспиральная компьютерная томография МСКТ органов брюшной полости и забрюшинного пространства, по данным которой в лоханке правой почки определяется камень до 7 мм, плотностью 980 Hu. В левой почке конкремент до 4 мм. Госпитализирован в плановом порядке для оперативного лечения.

При поступлении: в анализах крови без отклонений от нормы. В общем анализе мочи отмечается увеличение количества эритроцитов – до 40 в поле зрения.

При УЗИ: правая почка размерами 11,0 х 5,5 см, с четкими ровными контурами, паренхима однородная, толщиной до 1,9 см. Дилатация ЧЛС нет. В проекции нижних чашечек определяется гиперэхогенное образование с четкой акустической дорожкой размером до 0,9 см. Подвижность почки в пределах нормы.

УЗИ. Камень правой почки.

На обзорном снимке на уровне L2 справа определяется тень, подозрительная на камень правой почки, размером до 9 мм.

Обзорный снимок. Камень правой почки.

Экскреторная урография. На 7 минуте справа контрастируется чашечно-лоханочная система, лоханочно-мочеточниковый сегмент не сужен, мочеточник контрастируется на всем протяжении. На уровне L2 справа определяется усиление контрастирования, соответствующее тени, описанной на обзорном снимке. Слева контрастируется чашечно-лоханочная система, мочеточник контрастируется на всем протяжении фрагментарно. На 40 минуте картина аналогичная 7 минуте.

Экскреторные урограммы.

При мультиспиральной компьютерной томографии справа в лоханке определяется конкремент размером 9 мм плотностью около 980 ед. Нu. В лоханке левой почки определяется конкремент до 4 мм.

С целью избавления пациента от камня правой почки, учитывая неэффективность неоднократных сеансов дистанционной литотрипсии, выполнена мини чрескожная бездренажная нефролитотрипсия справа (через прокол до 0,5 см в поясничной области, в чашечно-лоханочную систему почки проводится инструмент, конкремент под контролем зрения разрушается и удаляется). В послеоперационном периоде никакие дренажные трубки в почку не ставятся.

Послеоперационный период протекал без осложнений. При контрольном обследовании в проекции верхних мочевых путей справа конкрементов не обнаружено. Камень левой почки в настоящее время не требует лечения в связи с небольшими размерами (4 мм) отсутствием дилатации ЧЛС и клинических проявлений. Пациент выписан в удовлетворительном состоянии на 2 сутки после операции.

Хирург — к.м.н. Пшихачев Ахмед Мухамедович.