Гольмиевая энуклеация гиперплазии простаты больших размеров

В последние годы гольмиевая лазерная энуклеация находит все большее применение в лечении пациентов, страдающих гиперплазией предстательной железы больших размеров.

В литературе представлено множество работ, посвященных изучению эффективности, безопасности и сравнительному анализу лазерной энуклеации, в том числе, при гиперплазии простаты больших размеров.

Согласно клиническим рекомендациям Европейской ассоциации урологов, гольмиевая энуклеация гиперплазии простаты:

• является стандартом хирургического лечения умеренных и выраженных симптомов нижних мочевых путей при объеме простаты более 80 см3;
  • имеет сходные с открытой аденомэктомией отдаленные результаты при меньшей морбидности.

В клинике урологии Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М.Сеченова гольмиевая энуклеация гиперплазии простаты выполняется с применением лазерной установки Lumenis PowerSuite мощностью 100 Вт, лазерного волокна Lumenis SlimLine с концевым свечением, а также эндоморцеллятора Lumenis VersaCut и эндоскопического оборудования фирмы Karl Storz.

С января 2013 года выполнено 98 операций при гиперплазии простаты объемом больше 80 см3, из них 17 операций при гиперплазии простаты объемом более 120 см3.

Средний объем простаты составил 118,8 см3, максимальный объем — 238 см3. По данным ультразвукового исследования, урофлоуметрии, а также шкалам IPSS и качества жизни, у всех пациентов имели место объективные признаки инфравезикальной обструкции, обусловленные гиперплазией простаты.

В ходе гольмиевой энуклеации узлы гиперплазии простаты вылущиваются в пределах хирургической капсулы, аналогично тому, как это происходит при открытой аденомэктомии.

Существенным преимуществом гольмиевой энуклеации является удаление аденоматозных узлов под визуальным контролем и минимальное интраоперационное кровотечение, благодаря физическим свойствам гольмиевого лазерного излучения.

Выполнение гольмиевой энуклеации (особенно при гиперплазии простаты больших размеров) требует весьма деликатной и прецизионной работы в зоне сфинктера мочеиспускательного канала, что позволяет минимизировать риск развития стрессового недержания мочи в послеоперационном периоде.

Первичная косвенная оценка ликвидации инфравезикальной обструкции, а также прогнозирование качества удержания мочи в послеоперационном периоде возможны непосредственно после завершения оперативного пособия.

Средняя длительность оперативного пособия при объеме простаты более 80 см3 составила 92 мин.

Уретральный катетер в большинстве наблюдений удалялся на 2-е сутки после операции. Средняя масса удаленной ткани составила 94 г.

Контрольные обследования проводились в различные сроки после операции. Их результаты подтвердили высокую эффективность гольмиевой энуклеации в лечении гиперплазии простаты больших размеров, что нашло отражение в достоверном увеличении показателей максимальной скорости мочеиспускания, улучшении результатов оценок по шкалам IPSS и качества жизни, уменьшении объема остаточной мочи и предстательной железы.

Таким образом, гольмиевая лазерная энуклеация является операцией выбора при гиперплазии простаты больших размеров и практически не имеет ограничений по ее объему.