Удаление злокачественной кисты почки

Пациент Б., 60 лет.

Диагноз: двусторонние синхронные опухоли почек. Опухоль левой почки Т1bN0M0. Опухоль правой почки Т1аN0M0. МКБ. Камень левой почки. Кисты почек.

Клинические проявления заболевания: отсутствуют.

Краткие данные анамнеза: в 2009 г. при профилактическом обследовании по месту жительства по данным УЗИ случайно обнаружена киста левой почки небольших размеров (со слов пациента). Рекомендовано динамическое наблюдение. В июне 2014 года по данным УЗИ и МСКТ выявлены объемное образование левой почки максимальным размером до 60 мм, объемное образование правой почки максимальным размером до 20 мм. Госпитализирован в онкологическое урологическое отделение в плановом порядке для оперативного лечения.

При ультразвуковом исследовании в верхнем сегменте левой почки по заднелатеральной поверхности определяется кистозное образование округлой формы с четким ровным контуром с утолщенными неравномерными стенками размерами 60х56 мм. В полости образования определяется изоэхогенное включение размером до 30 мм, исходящее из стенки кисты. В верхнем сегменте визуализируется анэхогенное включение (простая киста) максимальным размером до 18 мм, в среднем – 21 мм и 16 мм. Подвижность почки в пределах нормы.

В верхнем сегменте правой почки определяется изоэхогенное образование (опухоль) размерами 20х17 мм.

При МСКТ органов брюшной полости в верхнем сегменте правой почки по задней поверхности определяется образование округлой формы неоднородной структуры размерами 20х17 мм, активно накапливающее контрастный препарат. Образование на 1/3 расположено внутри почки, не доходит до синуса, окружающая жировая клетчатка не изменена. В верхнем сегменте левой почки по задне-латеральной поверхности определяется образование округлой формы с жидкостным содержимым и толстой стенкой размерами 60х56 мм, накапливающее контрастный препарат стенкой от 24 ед.Н. до 58 ед.Н. в паренхиматозную фазу контрастирования. Образование на 4/3 расположено экстрапаренхиматозно, прилежит к селезенке и хвосту поджелудочной железы, жировая клетчатка на этом уровне не прослеживается. Образование доходит до синуса, не вдаваясь в него. В среднем и нижнем сегментах правой почки определяются простые кисты размерами 12 мм, 25 мм и 5 мм. В левой почке также определяются простые кисты: в верхнем сегменте размером 18 мм, среднем сегменте размером 21 мм и 16 мм. В верхних чашечках левой почки определяется мелкий камень размером до 2 мм.

МСКТ с контрастированием. Опухоль левой почки и кистозная опухоль правой почки.

При остеосцинтиграфии признаки очагового поражения костей не выявлены.
При нефросцинтиграфии накопительная функция почек сохранена. Перфузия: слева – 47%, справа – 53%.

На рентгенограммах органов грудной клетки патологических изменений не выявлено.

Консультация терапевтом: ИБС (атеросклероз аорты, коронарных, церебральных артерий). Гипертоническая болезнь 2 ст., риск 4. Сахарный диабет 2 типа. Подагра. Облитерирующий атеросклероз ВСА слева. Двусторонний гонартроз. Экзогенно-конституциональное ожирение I ст.

С целью избавления больного от опухолей почек и предотвращения прогрессирования опухолевого процесса показано оперативное лечение. Учитывая большие размеры опухоли слева, первым этапом пациенту выполнена лапароскопическая резекция левой почки.

Послеоперационный период протекал без осложнений. Страховой дренаж и уретральный катетер удалены на 2-е сутки после операции. Мочеиспускание восстановилось в полном объеме. Раны зажили первичным натяжением.

Удаленная опухоль вид снаружи

Удаленная опухоль на разрезе

Гистологическое заключение: картина высокодифференцированного светлоклеточного почечно-клеточного рака.

Больной выписан в удовлетворительном состоянии. Учитывая небольшие размеры и отсутствие клинической картины, от оперативного лечения по поводу опухоли правой почки временно решено воздержаться. Проводится тщательный динамический контроль.

Хирург — к.м.н. Пшихачев Ахмед Мухамедович.