Перекрут правого яичка

Мужчина, 34 года
Обратился в клинику с жалобами на острую боль в области правой половины мошонки.

Анамнез заболевания

За три дня до обращения во время полового акта почувствовал тупую боль в проекции правой половины мошонки. Боль постепенно стала более интенсивной, правая половина мошонки начала увеличиваться в размерах. Самостоятельно принимал анальгетики, за медицинской помощью не обращался «в связи с загруженностью на работе». Температуру тела не измерял.

При осмотре состояние средней тяжести. Температура тела 37,5°C. Правая половина мошонки умеренно увеличена в размерах, кожа мошонки гиперемирована (покраснение).

При пальпации левое яичко и придаток без патологических изменений. Правое яичко и придаток умеренно увеличены, умеренно болезненные, более плотные по сравнению с левым яичком. Пациент отмечает, что болезненность правого яичка в день обращения меньше по сравнению с предыдущими двумя днями.

При УЗИ левое яичко и придаток без патологических изменений. Правое яичко и придаток увеличены в размерах, эхоструктура неоднородная за счет множественных гипоэхогенных включений, расположенных диффузно. Жидкостных включений не обнаружено. При допплерографии кровоток в правом яичке и придатке не определяется.

В анализе крови повышение уровня лейкоцитов до 12,6х10⁹ мл.

Диагноз: перекрут правого яичка.

Учитывая длительность заболевания (более 3-х суток) и результаты обследования, заподозрен некроз правого яичка с придатком.

В экстренном порядке выполнена ревизия органов мошонки, при которой правое яичко и придаток имели темно-багровый цвет, мягко-эластическую консистенцию, с кровоизлияниями. На расстоянии около 3 см от хвоста придатка яичка определяется место перекрута, выше которого семенной канатик без патологических изменений.

Рис.1: Некротически измененные яичко и придаток, с кровоизлияниями. Стрелкой указано место перекрута, выше которого семенной канатик без патологических изменений.

Учитывая некротические изменения, произошедшие в яичке, с целью предупреждения гнойно-некротических изменений выполнено удаление правого яичка с придатком выше уровня перекрута – орхэпидидимэктомия справа. Материал отправлен на гистологическое исследование.

Послеоперационный период протекал без осложнений. Проводилась антибактериальная противовоспалительная терапия. Швы сняты на 7-е сутки после операции.

Морфологическое заключение: некроз собирательных трубочек, выраженное венозное полнокровие сосудов и кровоизлияние. Пациенту через 3 месяца после операции выполнена имплантация протеза яичка в правую половину мошонки.

Хирург — к.м.н. Пшихачев Ахмед Мухамедович.

Обсуждение

Перекрут яичка — состояние, требующее экстренного обращения в урологический стационар. При перекруте яичка происходит нарушение питания яичка и придатка в связи с прекращением артериального кровотока, исходом чего является некроз яичка, как в вышеуказанном случае. Если бы пациент обратился сразу после появления симптомов заболевания, то, вероятно, яичко можно было бы спасти – в первые часы после перекрута при восстановлении нормального кровотока в большинстве случаев удается избежать удаления яичка.

Симптомы перекрута яичка описаны выше. Уменьшение болевого синдрома у данного пациента на 3-е сутки, вероятнее всего, свидетельствовало о гибели тканей яичка и потере ими чувствительности.

Операция при перекруте яичка: восстановление исходного положения яичка или удаление его выше места перекрута.

Возможные осложнения: Перекрут яичка может стать причиной снижения качества спермы и мужского бесплодия.