Особенности оперативного лечения пациентов с односторонним сочетанием камня и опухоли почки

Определение тактики лечения при сочетании опухоли почки и мочекаменной болезни является актуальной задачей в связи разнообразием этих сочетаний, отсутствием четких рекомендаций по лечению этой категории больных, крайне скудным количеством наблюдений, а также бурным развитием малоинвазивных методов лечения.

За период с 2006 по 2014 годы мы наблюдали в нашей клинике 42 больных с сочетанием опухоли и камня почки, у которых имелись показания к активному хирургическому лечению как по поводу опухоли почки, так и мочекаменной болезни. У 15 пациентов из 42 имелось одностороннее поражение почки опухолью и камнем.

Последовательное оперативное лечение выполнено 8 больным. 6 из них первично оперированы по поводу опухоли почки, 2 – по поводу камня. Остальным пациентам проведена одномоментная операция.

Хирургическое лечение включало в себя различные комбинации методов. Необходимо отметить, что несмотря на поражение органа двумя серьезными заболеваниями, у 80% пациентов с ипсилатеральным сочетанием камня и опухоли почки выполнена органосохраняющая операция. Лишь 3 больным с сочетанием патологий выполнена нефрэктомия.

Клинические примеры

Пациент 46 лет поступил в клинику с периодически возникающей болью в поясничной области справа. По данным магнитно-резонансной томографии обнаружена интраренальная опухоль правой почки.

При компьютерной томографии выявлены 2 камня правой почки, стеноз лоханочно-мочеточникового сегмента, гидронефроз справа.

При компьютерном 3D моделировании установлено, что причиной гидронефроза является уровазальный конфликт.

Опухоль прилежит к верхней чашечке, в которой расположен один из камней. Учитывая полностью интраренальное расположение опухоли и возможные трудности с ее визуализацией, от лапароскопической операции решено воздержаться.

После мобилизации почки и верхних мочевых путей, определена зона сужения лоханочно-мочеточникового сегмента, выполнена резекция лоханки и верхней трети мочеточника. Как и предполагалось, опухоль почки не визуализировалась.

Попытки извлечения камней из чашечек «вслепую» с помощью камнеуловителей не увенчались успехом, в связи с чем с помощью нефроскопа визуализирован и удален камень нижней чашечки, камень верхней чашечки удален с помощью гибкого уретеропиелоскопа.

Далее с помощью ультразвукового сканера визуализирована интраренально расположенная опухоль, намечены границы опухоли и выполнена плоскостная резекция почки.

В последнюю очередь выполнена пластика лоханочно-мочеточникового сегмента.

У второй пациентки 59 лет при обследовании по поводу лейкоцитурии обнаружены опухоль и камни левой почки. Опухоль локализовалась в нижнем сегменте почки по задней поверхности, прилежала к нижней чашечке, в которой локализовались два камня максимальными размерами 7 и 16 мм. Учитывая локализацию опухоли, запланирована ретроперитонеоскопическая резекция левой почки. Учитывая неизбежное вскрытие нижней чашечки во время пособия, при технической возможности, запланирована каликолитоэкстракция.

Как и ожидалось, интраоперационно вскрыта нижняя чашечка. Визуализирован и удален камень. Визуализирован и удален второй камень меньших размеров. При дальнейшей каликоскопии других камней не обнаружено. Зона резекции ушита двумя рядами непрерывным швом.

Следующий пациент, 62 лет, с довольно редко встречающейся сочетанной патологией обратился в нашу клинику с просьбой выполнить органосохраняющую операцию. От предложенной по месту жительства нефрэктомии пациент отказался. У больного имелись опухоль, коралловидный камень и киста правой почки.

В контралатеральной почке также определялись кисты и бессимптомный камень нижней чашечки.

На основании МСКТ, выполнено компьютерное моделирование патологического процесса.

Учитывая желание пациента, сохраненную функцию правой почки, а также поражение контралатеральной почки камнем и кистами, обсуждались разные методы органосохраняющей операции. В связи со сложной конфигурацией камня и полностью интраренальным характером лоханки, одномоментное выполнение открытой резекции почки и пиелокаликолитотомии вызывало сомнения в технической возможности полного и безопасного извлечения камня, создавало угрозу кровотечения и было сопряжено с высоким риском нефрэктомии. Учитывая вышеизложенное, принято решение о поэтапном проведении операций.

По данным три 3D моделирования выявлено, что при виртуальной резекции почки вскрывалась интимно прилежащая к опухоли верхняя чашечка, в которой располагался верхний рог коралловидного камня. Во время реальной резекции это вызвало бы технические сложности при ее ушивании и создало бы условия для формирования мочевого затека. Дренирование почки в такой ситуации, когда вся чашечно-лоханочная система заполнена коралловидным камнем, с помощью катетера-стента или нефростомы, также было бы сопряжено с техническими трудностями и не могло гарантировать адекватный отток мочи.

Принимая во внимание вышеуказанное, а также небольшие размеры опухоли почки, отсутствие клинических проявлений, в том числе в виде макрогематурии, первым этапом выполнена перкутанная нефролитотрипсия справа.

Камень удалось удалить полностью из доступа через заднюю нижнюю чашечку.

Через шесть недель вторым этапом выполнена лапароскопическая резекция правой почки.

По данным компьютерного моделирования выявлено, что зона опухоли питается двумя верхнесегментарными ветками почечной артерии. Интраоперационная картина полностью совпала с данными компьютерного моделирования, что позволило выполнить резекцию почки в условиях селективного пережатия вышеуказанных сегментарных почечных артерий.

Как и ожидалось, во время резекции вскрыта верхняя чашечка, теперь уже свободная от конкремента, которая ушита отдельным рядом швов.

Также выполнено иссечение стенки кисты нижнего сегмента почки.

При контрольном обследовании через 6 месяцев опухоли и камней правой почки нет, функция почки удовлетворительная, проводится динамическое наблюдение.

Таким образом, в представленных клинических наблюдениях продемонстрировано, что использование комбинации современных малоинвазивных технологий при сочетанных заболеваниях почек позволяет выполнять органосохраняющие операции с минимальной травмой для органа и хорошим функциональным результатом.