Мочекаменная болезнь (МКБ)

Мочекаменная болезнь

Мочекаменная болезнь (МКБ) – это заболевание, связанное с нарушением обмена веществ в организме, вызванное различными причинами, при котором происходит образование камней в почках и мочевыводящих путях.

Эпидемиология

МКБ крайне распространенное заболевание. Примерно 3% населения планеты страдает этой патологией. Заболеванию подвержены люди всех возрастов, включая и детей, но наиболее часто встречается у лиц трудоспособного возраста 30 – 50 лет. Заболеваемость мужчин в 3 раза выше, чем женщин

Факторы риска

Развитию МКБ способствуют всевозможные факторы внутренней и внешней среды. К последним относят:

• географические (у людей, проживающих в Восточно-Сибирском, Дальневосточном регионах чаще всего встречается МКБ, напротив же, в Уральском районе, распространенность ниже, примерно, на 12 %). У людей, живущих в условиях жаркого климата, риск камнеобразования выше.
  • химический состав воды (достаточно известен тот факт, что увеличение жесткости питьевой воды и содержания в ней кальция и магния увеличивает риск камнеобразования)
  • пищевой и питьевой режим (употребление в пищу продуктов богатых белками, прием малого количества воды)
  • пол и возраст

К факторам внутренней среды относят:

• различные врожденные и приобретенные нарушения обмена веществ (оксалурия, уратурия, цистинурия, синдром Тони-Дебре-Фанкони)
  • аномалии мочевых путей
  • инфекции мочевого тракта
  • структуры мочеточника, стенозы лоханочно – мочеточникового сегмента
  • гормональные нарушения (гиперпаратиреоидизм)
  • прием лекарственных препаратов (сульфаниламиды, тетрациклины, глюкокортикостероды, ацетилсалициловая кислота и т.д.)

До сих пор не существует единой теории, способной объяснить причины возникновения камней. Большое значение придается реакции (Рh) мочи, как одному из значимых факторов риска камнеобразования.

По своей химической структуре камни делятся на: оксалатные, фосфатные, уратные, цистиновые, ксантиновые и смешанные. Но в большинстве случаев камни носят смешанный характер. Около 80 % камней содержат в своем составе неорганический компонент - кальций.

Камни могут локализоваться в любом отделе мочевыводящей системы: в почке, мочеточнике, мочевом пузыре и уретре.

Симптоматика

• боль – наиболее часто встречающийся симптом МКБ. Боль может быть различной по интенсивности - острой, так называемая, почечная колика, наблюдаемая не менее, чем у 80% больных мочекаменной болезнью, либо же, тупой, периодически возникающей или постоянной. Локализация болей также может быть различной в зависимости от места нахождения камня, в поясничной, паховой областях, в нижних отделах живота. Боль может быть локальной, либо отдавать в различные области, например, в пупочную область, спину, подвздошную, а также в половые органы. Но в отдельных случаях, чаще в начале заболевания, когда камень не нарушает отток мочи, мочекаменная болезнь может протекать бессимптомно
  • нарушение мочеиспускания (дизурия). Различные дизурические явления – боль при мочеиспускание, учащение мочеиспускания, ложные позывы на мочеиспускание - возникают при локализации камня в месте соединения мочеточника с мочевым пузырем (интрамуральный отдел мочеточника), либо в устье мочеточника.
  • наличие крови в моче (макрогематурия) – которая возникает на высоте или после стихания острой боли, при этом моча приобретает бурую окраску или цвет «мясных помоев»
  • общая симптоматика – тошнота, а иногда и рвота, повышенная потливость, повышение артериального давления

Осложнения

Наиболее частое осложнение мочекаменной болезни – воспалительный процесс в почке – острый пиелонефрит, который может привести к возникновению бактериотоксического шока или уросепсиса. При длительном нахождение камня в почке, особенно, если камень коралловидный, возможно развитие хронического пиелонефрита, который может периодически обостряться и приводить к тяжелым необратимым осложнениям: почечной недостаточности, сморщиванию и гибели почки. МКБ может приводить к развитию гидронефроза, уретерогидронефроза, что также в дальнейшем, при отсутствие лечения, приведет к гибели почки.

• Первичный осмотр врача – уролога.
  • Лабораторная диагностика: общий анализ крови, биохимический анализ крови, общий анализ мочи, анализ мочи по Нечипоренко.
  • Лучевые методы диагностики: УЗИ мочевыводящей системы, обзорная рентгенография и с применением внутривенного контрастного вещества (экскреторная урография), компьютерная томография (КТ).
  • Магнитно-резонансная томография (МРТ)

При лечение пациентов с мочекаменной болезнью в нашей клинике проводится комплексное обследование, после которого выбирается тактика лечения для каждого пациента в индивидуальном порядке.

Для лечения МКБ в нашей клинике используется современное высокотехнологичное лечение, избавляющее от камней больных даже с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. У нас в арсенале все самые современные методы избавления лечения мочекаменной болезни. В нашей клинике ежедневно выполняется около 6-10 операций (!) только по поводу мочекаменной болезни, поэтому мы с уверенностью можем сказать, что у нас богатейший опыт по лечению больных с камнями мочевыводящих путей. При этом мы отдаем предпочтение ТОЛЬКО неинвазивным (дистанционная литотрипсия) и минимально инвазивным (контактная лазерная уретеролитотрипсия, миниперкутанная и перкутанная нефролитотрипсия, лапароскопическая уретеро- и пиелолитотомия) методам лечения. Несмотря на огромное количество проводимых оперативных лечений по поводу мочекаменной болезни, число открытых операций не превышает 2-3 случаев в год (!).

Записаться на консультацию по поводу лечения мочекаменной болезни можно по телефону, указанному на сайте.