Презентация: Малоинвазивные методы лечения ангиомиолипомы почки

Клиника урологии Первого Московского государственного медицинского университета имени Ивана Михайловича Сеченова представляет фильм:

Ангиомиолипома почки составляет от 1 до 6% среди всех новообразований почек и может иметь как спорадический характер, так и встречаться при туберозном склерозе. В отличие от ангиомиолипом при туберозном склерозе, при спорадическом характере заболевания средний возраст пациентов составляет 45-55 лет, встречается у женщин в 4 раза чаще и в большинстве случаев поражается одна почка.

При ангиомиолипомах почки более 3 см, риск развития кровотечения составляет около 25-50%, и возникает вследствие развития аномальной васкуляризации, возникновения макро- и микроаневризм сосудов в процессе роста опухоли. Повышенный риск разрыва и развития кровотечения является одним из показаний к оперативному лечению ангиомиолипомы почки больших размеров.

За период с 2006 по 2014 годы в нашей клинике проведено оперативное лечение 59 больным по поводу ангиомиолипомы почки. Способы оперативного лечения представлены на слайде.

Приведем несколько клинических наблюдений.

У пациентки 49 лет, при обследовании по месту жительства случайно обнаружено объемное образование левой почки. При обследовании в нашей клинике по данным ультразвукового исследования визуализировано гипереэхогенное образование левой почки без акустической тени размерами 55 на 60 мм. На границе верхнего и среднего сегментов правой почки выявлено анэхогенное включение максимальным размером 20 мм.

При мультиспиральной компьютерной томографии с контрастированием выяснилось, что образование располагалось в среднем и нижнем сегментах на передней поверхности левой почки.

Учитывая размеры и локализацию образования, высокий риск самопроизвольного разрыва, решено выполнить лапароскопическую резекцию левой почки с опухолью. Мобилизованы сосуды почечной ножки. Последние представлены 1 стволом почечной вены и 1 стволом почечной артерии. Мобилизована почка за исключением зоны опухоли. Последняя располагалась по передней поверхности на границе среднего и нижнего сегментов. На сегментарную почечную артерию наложен сосудистый зажим. Выполнена резекция почки с опухолью в пределах здоровой ткани. Зона резекции ушита двумя рядами непрерывных швов ниткой ви-лок на атравматичной игле. На зону резекции уложена гемостатическая губка. Выполнение лапароскопической резекции почки при ангиомиолипоме требует деликатного обращения с образованием в связи с высоким риском самопроизвольного разрыва и кровотечения.

Опухоль гистологически представляла собой ангиомиолипому с преимущественным содержанием жировых и мышечных клеток.

Время операции составило 1 час 35 минут. Время ишемии – 12 минут. Объем кровопотери – менее 100 мл. Послеоперационных осложнений нет.

Пациентка в удовлетворительном состоянии выписана на четвертые сутки после операции. Швы сняты на девятые сутки после операции, рана зажила первичным натяжением.

При технической невозможности выполнения органосохраняющего пособия в нашей клинике выполняется суперселективная эмболизация сосудов, питающих ангиомиолипому почки. Наша клиника обладает опытом трех таких наблюдений.

Пациентка 25 лет обратилась с жалобами на повышение температуры тела в вечернее время до 37,5⁰С без озноба. При обследовании по месту жительства выявлено объемное образование правой почки.

По данным ультразвукового исследования визуализировалось гиперэхогенное объемное образование с четким ровным контуром размерами 65х45 мм.

При мультиспиральной компьютерной томографии в нижнем сегменте и синусе правой почки определялось объемное образование, по структурным характеристикам соответствующее ангиомиолипоме.

Учитывая размеры и локализацию опухолевого узла, соотношение опухоли с внутренними структурами почки и невозможность выполнения органосохраняющей операции, принято решение выполнить суперселективную эмболизацию сосудов, питающих ангиомиолипому. Предварительно морфологическая структура доказана по результатам биопсии образования. На данном слайде представлена почечная артериограмма справа.

Проведена суперселективная эмболизация нижнесегментарной артерии путем введения взвеси микросфер «бид блок». При контрольной почечной артериографии справа ангиомиолипома не контрастировалась, артерии верхнего полюса сохранены, имелись признаки спазма.

При контрольном ультразвуковом исследовании после эмболизации отмечено отсутствие кровотока в зоне опухоли. Кровоснабжение верхнего сегмента правой почки сохранено. Контрольное обследование через 6 месяцев показало уменьшение размеров ангиомиолипомы до 44 мм и отсутствие отрицательной динамики со стороны функции почки. Наблюдение за пациенткой продолжается.

Существует группа пациентов, у которых выполнение органосохраняющей операции может быть связано с высоким риском развития интраоперационного кровотечения или технически невозможно. На базе нашей клиники стартует инициативное открытое одноцентровое исследование эффективности и безопасности применения m-tor ингибитора Эверолимуса у пациентов с ангиомиолипомами почек спорадического генеза.

После проведения медикаментозного лечения пациенту с ангиомиолипомой больших размеров, появляется возможность уменьшить опухоль до параметров, при которых риск разрыва снижается, а также возможность подготовки пациента к малоинвазивным методам лечения, в применении которых размер опухолевого узла является одним из определяющих факторов.