Аденома простаты

Аденома простаты (аденома предстательной железы, гиперплазия простаты, доброкачественная гиперплазия предстательной железы) – самая частая доброкачественная опухоль мужчин. Встречается только у мужчин старшей возрастной группы (после 40 лет).

Аденома простаты

Причины

Аденома простаты – гормонально зависимая опухоль. Разные авторы приводят и другие факторы риска (наследственная предрасположенность, расовая принадлежность и прочее).

Патогенез (развитие) заболевания

Мужской мочеиспускательный канал проходит через толщу предстательной железы. При увеличении размеров простаты (аденома) происходит сдавление простатического отдела мочеиспускательного канала и затруднение оттока мочи из мочевого пузыря.

Клиническая картина

Пациенты страдающие аденомой простаты наиболее часто отмечают следующие жалобы:

• Затрудненное мочеиспускание;
  • Ослабление струи мочи;
  • Учащенное мочеиспускание (в том числе и ночью);
  • Ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря;
  • Прерывистое мочеиспускание;
  • Мочеиспускание по каплям;
  • Боль внизу живота;
  • Болезненное мочеиспускание и др.

В зависимости от стадии заболевания и клинической ситуации выраженность симптомов может быть разной.

Диагностика аденомы простаты.

Диагностику аденомы простаты в первую очередь начинают с пальцевого ректального исследования при котором находят увеличение размеров предстательной железы, сглаженность срединной бороздки, тугоэластическая консистенция простаты.

Из лабораторных методов исследования наиболее важными являются исследование ПСА (простатспецифического антигена) крови, который необходим для исключения рака простаты. Для исключения хронической почечной недостаточности необходим анализ крови на креатинин и мочевину. Также необходимы общий анализ крови и мочи.

Из инструментальных методов диагностики самым информативным является УЗИ простаты трансректальным датчиком (ТРУЗИ), при котором определяют точные размеры предстательной железы, структуру простаты и другие параметры. Также необходимо выполнить УЗИ почек для исключения признаков нарушения оттока мочи из верхних мочевых путей, а также УЗИ мочевого пузыря для определения объёма остаточной мочи (количества мочи в мочевом пузыре после мочеиспускания), исключения камней мочевого пузыря. При необходимости используют рентгенологические методы исследования (экскреторная урография, цистография, уретрография и другие).

Лечение аденомы простаты

Лечение аденомы простаты можно разделить на 2 группы: консервативное и оперативное.

Консервативное лечение проводится на начальных стадиях заболевания. Используются различные препараты или их сочетания: растительные препараты, альфа-адреноблокаторы, ингибиторы 5-альфа-редуктазы и другие.

При неэффективности медикаментозного лечения прибегают к оперативному.

Золотым стандартом оперативного лечения аденомы простаты является ТУР (трансуретральная резекция простаты). В последнее время по эффективности и безопасности этой операции конкурирует лазерное удаление аденомы простаты. В настоящее время открытая аденомэктомия – редкий вид оперативного лечения аденомы простаты. В тех случаях когда состояние пациента тяжелое и нет возможности выполнить ТУР или лазерное удаление аденомы простаты, выполняют стентирование (установка стента) простатического отдела мочеиспускательного канала, что позволяет больному восстановить самостоятельное мочеиспускание без удаления аденомы предстательной железы.

Осложнения аденомы простаты

Осложнениями аденомы простаты могут быть:

• острая задержка мочеиспускания;
  • образование камней мочевого пузыря (из-за постоянного наличия остаточной мочи);
  • образование дивертикулов (выпячивание стенки) мочевого пузыря (из-за повышенного давления при мочеиспускании);
  • хронический цистит;
  • хронический простатит;
  • хроническая почечная недостаточность.

Прогноз

При отсутствии лечения заболевание будет прогрессировать и приводить к вышеуказанным осложнениям. При проведении консервативного или оперативного лечения прогноз благоприятный.

Уважаемые посетители сайта, эта статья является кратким изложением проблемы аденомы простаты. Каждая клиническая ситуация индивидуальна и уникальна по-своему. Какого-то шаблона лечения аденомы простаты не существует, однако есть определенные принципы. Если у Вас имеются признаки аденомы простаты, или же Вам уже поставили этот диагноз, Вы можете пройти у нас комплексную диагностику и получить исчерпывающую информацию относительно Вашего заболевания.

При необходимости Вам будет подобрана адекватная лекарственная терапия. При наличии показаний к оперативному лечению, на базе нашей клиники мы можем выполнить любые методы операции: ТУР, биполярный ТУР, лазерное удаление аденомы простаты, аденомэктомия, стентирование простатического отдела уретры и др.

У нас богатейший опыт лечения больных с аденомой простаты. Каждый день в нашей клинике мы оперируем 1-3 пациентов только с аденомой простаты. Общее количество ежедневно проводимых операций в клинике урологии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова составляет около 10-12!